Синдром недостатка внимания и гиперактивности (СНВГ) — это психоневрологическое расстройство, которое встречается у более чем 8% детей и примерно у 2,5% взрослых. Это состояние проявляется тремя основными симптомами: повышенной активностью и возбудимостью (гиперактивностью), импульсивностью и нарушением способности сосредоточить внимание.
В России СНВГ диагностируется у приблизительно 7-16% детей. Соотношение мальчиков и девочек с таким диагнозом — 3:1.
У людей с СНВГ возникают трудности в контроле за своим поведением, как у детей, так и у взрослых. Из-за импульсивности у людей с СНВГ могут возникать конфликты с близкими, семьей или коллективом в школе или на работе. Как результат, в связи со синдромом могут возникать другие психологические или психиатрические расстройства, такие как проблемы с самооценкой и депрессивные состояния.
Признаки синдрома дефицита внимания и гиперактивности чаще всего обнаруживаются у детей уже в дошкольном возрасте учителями или родителями. Однако диагноз обычно ставится в возрасте 7–8 лет, когда дети посещают школу. СДВГ не влияет на умственные способности, но значительно затрудняет успешное обучение, соблюдение дисциплины и выполнение требований учителя.
Стоит обратить внимание, что в разных странах процент выявляемых СДВГ значительно различается. Например, в США заболеваемость среди детей составляет до 20%, а в Великобритании — от 1 до 3%. Эти показатели зависят от методов диагностики, социокультурных норм и классификации поведенческих расстройств. Иногда отношение врачей к нарушению также оказывает влияние: некоторые медики считают СДВГ «выдуманной» проблемой и не выявляют его. В свою очередь, родители могут приписывать признаки синдрома сложному характеру ребенка и не обращаться за консультацией к врачу.
Виды СДВГ
В первую очередь, СДВГ бывает детским и взрослым. Эти формы болезни имеют общую причину, но различаются по проявлениям в зависимости от возраста человека и развития функций головного мозга.
Также распознают синдром по основным признакам, которые наиболее ярко проявляются в поведении: гиперактивности, импульсивности и невнимательности.
Главные виды СДВГ по основным признакам:
- в основном гиперактивный и импульсивный — выявляется примерно в 15% случаев. Как правило, диагностируется у детей дошкольного возраста или у учеников младших классов. Проявляется в необычном бесстрашии ребенка, что может привести к травмам, иногда — в агрессивном поведении;
- в основном невнимательный — чаще диагностируется в подростковом возрасте и составляет до 30% от всех случаев. Ребенку трудно сосредоточиться на задачах, заканчивать начатое дело, выполнять рутинные действия. Он быстро теряет концентрацию и отвлекается на сторонние, более интересные для него вещи (иногда это мысли или воспоминания);
- смешанный — самый распространенный тип СДВГ, на него приходится примерно 50–75% случаев. В таком типе нарушения совмещаются признаки гиперактивности, импульсивности и невнимательности. Первые два проявления со временем становятся менее заметными, а неспособность концентрироваться на задачах чаще всего остается неизменной.
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) может возникать отдельно или в сочетании с другими расстройствами. Существуют два типа нарушения: сложный и несложный.
Часто синдром дефицита внимания сочетается с раздражительным оппозиционным расстройством, которое проявляется агрессивным поведением, непослушанием и игнорированием правил.
При серьезных патологиях, таких как аутизм или умственная отсталость, синдром дефицита внимания и гиперактивности также может присутствовать, но в качестве части симптомокомплекса, второстепенно к первичному нарушению.
Виды СДВГ по степени выраженности:
- Легкая форма синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) — это проявления гиперактивности и импульсивности, которые близки к норме. Человек немного более активный и (или) эмоциональный, чем другие, иногда рассеянный;
- Средняя степень СДВГ — это когда человек значительно активнее других, впечатлительнее и эмоциональнее. Он часто теряет вещи, быстро переключает внимание и не может долго сидеть на месте;
- Тяжелая форма синдрома дефицита внимания и гиперактивности — это когда импульсивность и (или) гиперактивность очень заметны на фоне других людей и в личном общении. Наблюдаются частые перепады настроения, вспышки гнева и неприличное поведение.
Проявления СДВГ могут усиливаться при стрессе, ярких эмоциях и недостатке физической активности.
Симптомы СДВГ
Признаки СДВГ могут значительно различаться. Клиническая картина зависит от того, какой из признаков синдрома преобладает — гиперактивность с импульсивностью, дефицит внимания или их комбинация.
Проявление гиперактивности характеризуется невозможностью находиться в одном месте, стремлением к постоянным движениям. Возможны нарушения сна, постоянное бесцельное бегство, ходьба, прыжки или лазание. Движения, как правило, бессмысленные и хаотичные.
Дети, страдающие СДВГ, часто проявляют гиперактивность — они совершают множество бессмысленных движений, стремятся лезть, прыгать и бегать, даже в неподходящее время
Импульсивность выражается мгновенной реакцией на происходящие события. Человек нетерпелив, многословен, часто перебивает других и вмешивается в разговор, не дожидаясь своей очереди или ища способы её обойти. Совершает необдуманные, нелогичные поступки и выплескивает эмоции, не задумываясь об последствиях. Из-за этого дети с СДВГ часто вступают в драки или травмируются.
Сложности сосредоточиться на непривлекательных для него задачах — вот как проявляется дефицит внимания у ребенка. Например, если речь идет о счете палочек, изучении букв, цифр или запоминании непонятных стихотворений.
С возрастом гиперактивность и импульсивность уменьшаются, но дефицит внимания, как правило, остается.
Однако не возникают проблем с занятиями, которые вызывают интерес: ребенок может играть в любимые игры, смотреть мультфильмы или увлекаться любимыми занятиями так же долго, как и другие дети.
Обычно у ребенка нет проблем сосредотачиваться даже на скучном уроке в течение определенного времени. Продолжительность внимания различна для разных возрастов. Например, для детей 3-4 лет это в среднем 5-10 минут. С возрастом время концентрации увеличивается, и дети в возрасте 7-8 лет могут удерживать ее около получаса.
Однако, если 12-летний ребенок не может сосредоточиться даже на 5-10 минут (что в норме способны делать 3-летние дети), это может свидетельствовать о дефиците внимания.
Признаки проявления СДВГ у детей
У детей «классический» СДВГ (в смешанной форме) начинает проявляться уже в 3-4 года. Они становятся взвинченными, нетерпеливыми, быстро утомляются, начинают баловаться и из-за импульсивности могут нанести вред себе или окружающим. Другими словами, ребенка устремляют эмоции.
Если ребёнок очень активный или капризный, это ещё не означает, что у него СДВГ. Точный диагноз может поставить только врач-психиатр.
Дети с СДВГ часто проявляют нетерпеливость: они стремятся получить желаемое как можно быстрее, не ждут очереди и перебивают взрослых, не обращая внимания на нормы вежливости. Некоторые из них не могут принять поражение в играх и начинают вести себя агрессивно при проигрыше.
После эмоционального выброса ребёнок часто становится измотанным — появляется плаксивость и капризность, но в то же время могут возникнуть проблемы со сном. Обычно родители описывают это состояние как «перегруженность».
Импульсивные дети с СДВГ проявляют навязчивость и упрямство. Они всегда хотят быть в центре внимания и настойчиво добиваются своего, не принимая отказов. Не слушают объяснений, игнорируют призывы к дисциплине и подчинению.
Обучение детей с СДВГ сопровождается постоянными трудностями. У них преобладает неспособность сосредоточиться на заданиях и довести их до конца из-за непоседливости. Кроме того, они страдают забывчивостью и рассеянностью. Ребенок может начать искать брошенный мяч, но по пути отвлечется на что-то другое и больше не вернется к мячу без напоминания. Обучающие упражнения, такие как изучение букв и цифр, математические задачи, быстро надоедают детям с СДВГ.
У детей с СДВГ возникают трудности с концентрацией. Это может отрицательно сказаться на их успеваемости в школе.
Иными словами, дети с СДВГ испытывают затруднения в соблюдении правил поведения и выполнении требуемого: концентрация, выполнение заданий, запоминание, внимательное прослушивание на протяжении продолжительного времени. Для них это серьезная задача, требующая значительных усилий.
Попытки родителей восстановить контроль над поведением ребенка с импульсивным типом СДВГ (например, поймать и посадить ближе, чтобы не убегал) могут вызвать агрессию с его стороны: вспышки, крики, бросание предметов, попытки ударить, укусить взрослого или совершить что-то в знак протеста.
У каждого ребенка могут быть определенные черты гиперактивности, импульсивности и невнимательности. Однако у здорового ребенка эти черты проявляются менее интенсивно, реже возникают и легче контролируются как самим ребенком, так и окружающими. Он способен успокоиться самостоятельно и управлять своими эмоциями, также поддается воздействию контроля. Кроме того, он не выделяется своим отклоняющимся поведением на фоне других детей.
Однако, если у родителей отсутствует опыт общения с детьми, они могут игнорировать проявления СДВГ, считая поведение ребенка результатом его индивидуальных особенностей и стараясь бороться с ними только с помощью методов воспитания.
Существующие симптомы СДВГ у детей могут включать в себя:
- избыточное возбуждение;
- неуравновешенность: невозможность контролировать яркие чувства, нетерпимость, частые перепады настроения;
- невозможность сосредоточить внимание и быстрая смена его направления;
- повышенная агрессивность, раздражительность, склонность к слезам — особенно если что-то не идет так, как хотелось бы;
- непоследовательные действия (например, уход вперед, хотя просили остаться на месте).
Признаки синдрома дефицита внимания и гиперактивности у подростков и взрослых
У большинства людей в подростковом и взрослом возрасте сохраняется СДВГ на уровне от 50 до 80%. Со временем этот синдром становится менее заметным, а импульсивность постепенно превращается во внутреннюю тревогу, сохраняя при этом эмоциональную лабильность. Человек может проявлять нетерпеливость, излишнюю возбужденность по поводу любых событий, а также совершать бездумные поступки, например, бессмысленно и безответственно тратить деньги, проявлять суетливость, вспыльчивость и вспышки гнева без видимой причины.
У взрослых нарушения внимания проявляются в неспособности разумно распределять время, определять приоритеты, планировать дела и доводить их до конца. Любые задачи, состоящие из нескольких этапов, требующие запоминания информации и длительного умственного напряжения, могут стать серьезной проблемой для человека с СДВГ.
Помимо этого, люди с СДВГ часто меняют свои увлечения. Они редко доводят до конца связанную с ними деятельность: оставляют начатые шитье, незаконченные модели и так далее.
У взрослых с СДВГ на первый план выходит тревожность, а также неспособность эффективно распределять время, определять приоритеты и концентрироваться.
Важно отметить, что проявления синдрома зависят от пола человека. Так, у девушек и женщин встречается в основном невнимательный тип СДВГ. Гиперактивность, если она имеется, проявляется умеренно: говорливостью, суетливостью, некоторой рассеянностью и чувствительностью к стрессам. Во многих странах такие черты считаются особенностью женского поведения и им не придают значения.
У юношей и мужчин часто выявляется смешанный тип СДВГ. Помимо недостатка внимания, они также проявляют вспыльчивость, что может создавать проблемы в общении, приводить к авариям из-за импульсивных действий на дороге, а также способствовать конфликтам как дома, так и на работе. Эти проявления сопровождаются чувством внутренней тревоги и вины за неспособность справиться с рабочими обязанностями, учебой или карьерой.
Причины возникновения СДВГ
Пока не существует однозначной причины, по которой у детей развивается синдром дефицита внимания. Однако ученые обнаружили, что у детей с СДВГ функционирование некоторых частей мозга работает не так, как задумано. Например, лобные доли, префронтальная и теменная кора, отвечающие за исполнительные функции: управление эмоциями, поведением, социально неприемлемыми реакциями, а также активное внимание, планирование действий, движений и речи.
Ребенок с СДВГ не может полностью контролировать свое поведение из-за специфики работы мозга.
Выделяют две главные группы причин, вызывающих изменения в работе мозга: генетические и биологические.
Генетическая предрасположенность — одна из самых распространённых причин возникновения СДВГ. Наследственность патологии от близких и дальних родственников составляет примерно 76%.
Обычно мутации в генах, ответственных за обмен дофамина и норадреналина, передаются детям. Эти нейромедиаторы — вещества, отвечающие за передачу сигналов между клетками мозга (нейронами). Из-за неправильного обмена нейромедиаторов нарушается функционирование мозга и появляются характерные проявления СДВГ.
Нейроны взаимодействуют друг с другом посредством нейромедиаторов и электрических импульсов. Любое искажение таких сигналов оказывает влияние на работу мозга
Биологические факторы — это условия, которые могли оказать влияние на формирование мозга у ребенка. Это употребление алкоголя и наркотиков матерью во время беременности, а также определенные патологии. Например, недоношенность, низкий вес при рождении, травмы головного мозга или кислородное голодание (гипоксия).
Остальные причины, которые могут вызвать усиление симптомов СДВГ, скорее относятся к факторам риска.
Факторы риска СДВГ
Как было упомянуто ранее, СДВГ развивается из-за неправильной работы мозга — это корень проблемы. Однако из-за негативного воздействия внешних факторов, симптомы СДВГ могут усилиться.
Факторы, способствующие ухудшению состояния при СДВГ:
- социальные — конфликты в семье, наличие агрессивных людей в окружении, серьезные разногласия между родителями, алкоголизм в семье, физическое воздействие на детей. Эти факторы размывают различие между «хорошим» и «плохим» поведением. Так, если ребенок видит, как родители ссорятся или применяют к нему насилие (удары, физическое насилие), он считает такое поведение нормальным и может повторять его среди сверстников, без чувства угрызения;
- психологические — осуждение и критика со стороны взрослых не учат ребенка сдерживать свои импульсы. Напротив, он становится более замкнутым: развивается низкая самооценка, пропадает мотивация исправлять поведение или обсуждать проблемы, связанные с контролем себя. В некоторых случаях ребенок может стать более раздражительным и агрессивным;
- пищевые — недостаток веществ, необходимых для работы мозга, может способствовать ухудшению симптомов СДВГ. Сюда входят различные витамины, макро- и микроэлементы (особенно магний), а также полиненасыщенные жирные кислоты омега-3.
Осложнения СДВГ
Синдром дефицита внимания и гиперактивности не вызывает других заболеваний, но может привести к появлению различных социально-психологических нарушений. Например, общения с другими людьми и формирования межличностных отношений. Часто СДВГ приводит к низкой самооценке, появлению чувства неполноценности из-за неудач в учебе.
Взрослый возраст может стать временем возникновения проблем в работе и социальном положении: склонности к употреблению наркотиков, злоупотреблению алкоголем, совершению преступлений и нарушению законов.
Диагностика СДВГ
Определением синдрома дефицита внимания и гиперактивности в основном занимаются психиатры.
Во-первых, специалист проводит беседу с родителями ребёнка или уточняет у самого пациента, какие симптомы патологии он замечает и как давно они проявляются. Главный диагностический показатель СДВГ — это проявление признаков нарушения уже в детском возрасте.
Если есть подозрения на СДВГ у ребёнка, специалист спросит мать о течении беременности. Затем он выяснит, в каких условиях живёт пациент и как он ведёт себя в различных ситуациях: дома, на улице, в школе или на работе.
Во время разговора врач наблюдает за поведением пациента и, при необходимости, проведёт дополнительные тесты на двигательную функцию, рефлексы, координацию и чувствительность различных частей тела.
Для оценки состояния организма и выявления возможных нарушений со стороны внутренних органов (которые иногда могут влиять на поведение детей и взрослых) врач может назначить клинический и биохимический анализ крови, а также общий анализ мочи.
Непокой и чрезмерная активность могут быть симптомами некоторых заболеваний, поэтому важно также изучить работу щитовидной железы, надпочечников и половых желез.
Оценка психического состояния пациента включает в себя:
- вопросы о месте и времени (где он находится в данный момент, где живет, какое сейчас число, день, месяц и год — если пациент не маленький ребенок и умеет отвечать на такие вопросы);
- оценку развития речи, способность отвечать на вопросы, поддерживать беседу, понимать сложные предложения, внимательно слушать до конца;
- анализ когнитивных функций (логика, анализ причинно-следственных связей);
- способность фокусировать и сохранять внимание, не отвлекаться на посторонние объекты.
Для оценки умственных способностей, логического мышления и внимания часто используют разнообразные упражнения, шкалы и тесты. Например, можно упомянуть таблицы Шульте (где нужно находить или распределять цифры в определенной последовательности), счёт по Крепелину (включающий в себя вычитание и сложение одно- и двузначных чисел), корректурную пробу Бурдона (где пациент должен найти и вычеркнуть определенные символы из бессвязного текста).
Пример таблицы Шульте, применяемой для оценки психических функций
Для окончательного диагноза психического расстройства врач может проверить наличие симптомов в соответствии с критериями диагностического руководства по психическим расстройствам (DSM-5), разработанного специалистами из США.
Данное руководство утверждает, что диагноз «СДВГ» может быть поставлен у ребенка старше 12 лет, если у него есть не менее 6 симптомов из перечня. С 17 лет для диагноза «СДВГ» достаточно 5 симптомов из двух категорий, связанных с дефицитом внимания и гиперактивностью/импульсивностью.
Признаки дефицита внимания по DSM-5:
- Часто не обращает внимания на детали, допускает ошибки в заданиях в школе или на работе.
- Часто испытывает проблемы с концентрацией внимания во время игр или выполнения заданий (на уроках, во время общения, лекций, чтения).
- Кажется, что не слышит говорящего (выглядит, будто сконцентрирован на чем-то важном, хотя на самом деле ничего конкретного нет).
- Не завершает начатые дела: домашние задания, обязанности дома или на работе. Трудности в следовании инструкциям, легко отвлекается.
- Затруднения с организацией и планированием деятельности. Работает хаотично, не умеет распределять время, нарушает сроки. Проблемы с последовательными действиями, порядком на работе.
- Избегает задач, требующих умственного напряжения (крупные домашние задания, курсовые работы, большие отчеты).
- Часто теряет вещи (карандаши, резинки, кошелек, ключи, документы, телефоны).
- Легко отвлекается на внешние раздражители (различные игрушки, интересные объекты, собственные мысли).
- Забывает о встречах, задачах, обязанностях.
Признаки гиперактивности и импульсивности, согласно DSM-5:
- Часто дергается на месте, делает бессмысленные движения пальцами, руками, ногами.
- Часто покидает место в классе или на работе (даже если это запрещено, например на уроке в школе или на совещании в офисе).
- Часто бегает вокруг чего-то, лазит, когда такое поведение неуместно (у подростков и взрослых может вызывать беспокойство).
- Часто не может спокойно играть или что-то делать. Проявляется как неспособность долго заниматься одним видом деятельности.
- Часто беспокойно двигается. Не может долго сидеть неподвижно — например, в кафе, на совещаниях.
- Часто и много говорит. Особенно заметно, если разговор неуместен или бессмысленен.
- Часто отвечает не обдумав ответ или не дослушав вопрос.
- Часто проявляет нетерпение, не может спокойно ждать своей очереди, стремится обойти её.
- Часто перебивает, вмешивается в разговор других людей. Может использовать чужие вещи без спроса, вмешиваться в работу коллег, захватывать дела или задачи без их ведома.
Вxa0случаях, когда возникают сложности, может потребоваться проведение аппаратной диагностики СДВГ. В таких ситуациях пациент может быть направлен на энцефалограмму (это исследование отражает активность различных участков мозга), реоэнцефалограмму (позволяющую оценить функцию сосудов головного мозга), а также на эхоэнцефалограмму и компьютерную или магнитно-резонансную томографию — эти методы применяются в случаях подозрения на врожденные или приобретенные патологии мозга.
Обычно диагноз «СДВГ» ставится на основе анамнеза, симптомов, поведения пациента и результатов тестирования. Аппаратная диагностика используется реже.
Методы лечения СДВГ
Синдром дефицита внимания и гиперактивности успешно поддается лечению, если родители обратились к врачу вовремя. Существуют два основных метода коррекции симптомов СДВГ: психотерапевтический и медикаментозный.
Поведенческая терапия
Для излечения широко применяются различные методы психотерапии, включая семейную и поведенческую терапию. Врач дает инструкции родителям по тому, как вести себя с ребенком, чтобы помочь ему научиться контролировать свои поступки и эмоции. Например, система поощрений показывает хорошие результаты: за хорошее выполнение задания ребенок сразу же получает похвалу или вознаграждение.
При работе с самим пациентом специалист проводит терапевтические сеансы, обучает его самоконтролю и концентрации внимания с помощью игровых методик. Для взрослых врач разработает специальные упражнения и практики для улучшения их психического состояния.
Кроме этого, рекомендуется родителям детей с СДВГ провести разговор с учителями в школе, обсудить состояние ребёнка и рекомендации по воздействию на него. Агрессия со стороны учителей может аннулировать все усилия психотерапевта и родителей. В такой ситуации существует опасность того, что признаки СДВГ будут сохраняться взрослом возрасте, что может вызвать снижение качества жизни пациента.
При необходимости (например, при тяжелом течении СДВГ) можно рассмотреть возможность выбора специального учебного заведения с компетентными педагогами, имеющими опыт работы с детьми с СДВГ. Также может быть полезно найти для ребенка репетиторов. При обучении по специальной программе и при индивидуальном подходе учебный материал будет усваиваться ребенком легче.
Медикаментозная терапия
Обычно лекарства прописываются лишь после школьного возраста и в случаях, когда психотерапия не приносит результатов — обычно при тяжелом протекании болезни. Поскольку корень СДВГ — это биологические процессы в мозге, их коррекция может уменьшить проявления патологии и помочь пациенту с самоуправлением.
Для лечения СДВГ используют ингибиторы обратного захвата норадреналина, антагонисты адренорецепторов и другие медикаменты, которые регулируют количество нейромедиаторов и их обмен в мозге. Однако в некоторых случаях могут возникать побочные эффекты от таких препаратов. Среди них тошнота, головокружение, нарушения сна, агрессивность и раздражительность, сонливость, и так далее, что может затруднить лечение.
Вспомогательные методы терапии
Людям, страдающим от СДВГ, следует систематически заниматься физическими упражнениями, так как это улучшает их состояние и уменьшает проявление гиперактивности у детей.
Также необходимо правильно питаться, соблюдать распорядок дня и спать не меньше 8 часов в сутки детям и взрослым с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
Прогноз синдрома дефицита внимания и гиперактивности
Приблизительно треть детей вырастают из синдрома дефицита внимания и гиперактивности. С годами мозг приспосабливается к особенностям обмена нейромедиаторов или восстанавливается, и симптомы становятся практически незаметными.
Однако около 50% взрослых, у которых был установлен диагноз СДВГ в детстве, утверждают, что симптомы синдрома все еще проявляются. Это затрудняет общение, карьерный рост и установление личных отношений.
Хорошие отношения в семье, проведение психотерапии или прием лекарств, а также компетентная работа учителей во время обучения ребенка благоприятно влияют на прогноз развития синдрома.
Если СДВГ сочетается с психическими заболеваниями или травмами, прогноз становится менее благоприятным. Развитие синдрома ухудшает состояние пациента и снижает качество его жизни.
Источники
- Attention deficit hyperactivity disorder (ADHD) / NHS. 2021.
- Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders, Fifth Edition (DSM-5) / American Psychiatric Association. 2013.
- What is ADHD? / American Psychiatric Association. 2022.
- Корень Е. В., Куприянова Т. А. Гиперкинетические расстройства (СДВГ) / Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии имени В.П. Сербского» Минздрава России. М., 2015
- Song P., Zha M., Yang Q., и др. The prevalence of adult attention-deficit hyperactivity disorder: A global systematic review and meta-analysis // J Glob Health. 2021. Vol. 11. P. 04009. doi:10.7189/jogh.11.04009
- Brahmbhatt K., Hilty D. M., Hah M., и др. Diagnosis and Treatment of Attention Deficit Hyperactivity Disorder During Adolescence in the Primary Care Setting: A Concise Review // J Adolesc Health. 2016. Vol. 59(2). P. 135–143. doi:10.1016/j.jadohealth.2016.03.025
Видео по теме:
Вопрос-ответ:
Что такое синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)?
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) – это нейропсихологическое расстройство, характеризующееся нарушением внимания, гиперактивностью и импульсивностью.
Какие признаки свидетельствуют о возможном наличии у ребенка СДВГ?
Признаки СДВГ у детей могут включать в себя невнимательность, гиперактивность, неспособность к сосредоточению на задаче, частые разбросанные мысли, забывчивость, неспособность соблюдать порядок, возможностями и обязательствами.
Каковы возможные причины возникновения СДВГ у детей?
Причины возникновения СДВГ у детей могут быть различными, включая генетические факторы, недостаток нейротрансмиттеров в мозге, повреждения мозга, ранние воздействия на развитие мозга (например, алкоголь, никотин, наркотики), а также факторы окружающей среды (например, стресс, неблагоприятные условия в семье или школе).
Как можно диагностировать и лечить СДВГ?
Диагностика СДВГ включает в себя обследование психологом или психиатром, проведение тестов, клинический анализ симптомов. Лечение может включать в себя медикаментозную терапию, психотерапию, коррекцию образа жизни, обучение родителей и учителей техникам управления поведением ребенка.