Дислексия

Главная > Справочник > Заболевания > Дислексия — что это, виды, симптомы, причины, коррекция

Оценка статьи:

0 / 5. 0

На чтение: 13 мин.

Поделиться:

Содержание:

Дислексия — это особенность восприятия, из-за которой детям сложно научиться читать и писать, а взрослым — делать это быстро и без ошибок. Считается, что дислексия встречается у каждого 20-го жителя планеты. Но из-за того, что о дислексии знают немногие, эту особенность часто принимают за лень и даже глупость.

Во многих европейских странах дислексией называют любые проблемы, связанные с чтением, письмом и арифметикой. В России для каждого расстройства используют отдельные термины.

Дислексия — трудности с чтением.

Дисграфия — трудности при обучении письму.

Дизорфография — сложности с запоминанием и применением правил орфографии.

Дискалькулия — неспособность к арифметике и математике.

Берлин

Рудольф Берлин, офтальмолог XIX века, был первым, кто поставил диагноз «дислексия» пациенту, неспособному читать, несмотря на отличное зрение и интеллект

Дислексия и другие похожие расстройства не зависят от уровня интеллекта и воспитания. Люди с этим диагнозом могут успешно заниматься точными науками, достигать выдающихся результатов в творчестве и спорте. Среди известных дислектиков — лауреат Нобелевской премии по физике Альберт Эйнштейн, промышленник Генри Форд, художник Пабло Пикассо, актриса Дженнифер Энистон и кинорежиссёр Стивен Спилберг.

Большинство дислектиков способны читать, но им это дается с большим трудом.

Основной признак дислексии — медленное чтение по слогам или буквам. У ребенка могут возникать трудности с пониманием написанного, он может ошибаться в словах, перемешивать или переставлять буквы местами — это называется «угадывающим» чтением. Попросите дислектика сформулировать основную мысль или пересказать текст, и он может столкнуться с серьезными трудностями.

Иногда кажется, что все дети начальной школы подходят под это описание. Но обычно уже к концу второго класса навык чтения становится автоматическим и не требует больших усилий. Однако для людей с дислексией чтение всегда остается сложным.

Причины возникновения дислексии

В Международной классификации болезней и связанных с здоровьем проблемах (МКБ-11, не вводится в действие в России), есть диагноз «дислексия» — у него код MB4B.0. Он касается утраты способности к чтению и пониманию письменной речи у взрослых, кто ранее умели все это, но потеряли навык из-за инсульта или черепно-мозговой травмы.

Проблемы с обучением чтению и письму выделены в МКБ-11 в разделе «Расстройство развития учебных навыков» (код 6A03). Это расстройство не связано с интеллектуальным развитием, заболеваниями зрения и слуха, недоступностью образования или неправильным воспитанием.

Таким образом, дислексия — это не психическое заболевание, а особенность нейробиологии, которая влияет на функционирование центральной нервной системы. Мозг неправильно воспринимает и расшифровывает зрительную информацию — символы букв и цифр — и выбирает сложный путь для их распознавания.

Простое слово «молоко» дислектик может воспринять как набор символов — например, «омлоок». При этом ему трудно следить за строкой.

Точные причины дислексии до конца неизвестны — существуют лишь теории, объясняющие учебные затруднения даже при высоком интеллекте.

Предполагается, что до 80% случаев дислексии связаны с наследственностью. В рамках обширных генетических исследований международной группы ученых было обнаружено 42 варианта генов, которые могут приводить к развитию дислексии.

Сведения о том, что у короля Швеции Карла Густава, его дочери Виктории и сына Карла Филиппа неудачно получилось читать из-за дислексии, стали общедоступными. У королевской семьи эта проблема является наследственным заболеванием.

Филипп

В 2020 году шведский принц Карл Филипп выпустил аудиокнигу «Любимая дислексия». Фото: Фрэнки Фугантин

Часто дислексия происходит из-за повреждения центральной нервной системы еще во время беременности.

Факторы, увеличивающие риск развития дислексии:

  • Гипоксия — это длительная недостаточность кислорода у плода в условиях осложненной беременности или тяжелых родов;
  • Воздействие инфекций, которые женщина перенесла во время беременности (корь, герпес, краснуха);
  • Курение и употребление алкоголя во время беременности.

Из-за особенностей зрительного восприятия дислексик делает лишние движения глазами при чтении: он перепрыгивает с одной буквы на другую, впереди и возвращается к прочитанным фрагментам. Такие непоследовательные движения серьезно осложняют понимание текста.

У дислексиков может быть снижена вербальная память (которая помогает усваивать словесную информацию) и фонематическое восприятие (способность распознавать звуки на слух).

Признаки дислексии у детей и взрослых

Когда дети начинают учиться в школе, становится заметно, что у некоторых из них возникают проблемы с чтением и усвоением информации. По мнению российских нейрофизиологов, в каждом классе может быть хотя бы один ученик с дислексией.

Для дислектиков характерно хорошо развитое произношение, отсутствие проблем с зрением и слухом, но им сложно читать. Они успешно воспринимают устную и визуальную информацию, но сталкиваются с трудностями именно при чтении.

Признаки дислексии в раннем возрасте

Дошкольникам обычно не ставят диагноз дислексии. В этом возрасте дети только начинают учиться читать, считать и писать, поэтому сложно определить нарушение. Невозможно точно сказать, связаны ли ошибки с несовершенством навыка или с общей неспособностью к чтению.

Однако существуют ранние признаки, которые могут свидетельствовать о дислексии с высокой вероятностью.

Показатели, указывающие на склонность к дислексии у младшего школьника:

  • Ребенок начал ползать позже 9-12 месяцев или вообще не ползал, а сразу начал ходить. Этот этап критически важен для формирования представлений о пространстве, что позволяет мозгу понимать положение тела, делать выводы о размере объектов и расстояниях между ними. Эти навыки лежат в основе навыков чтения и письма, когда мозг запоминает форму букв.
  • Мелкая моторика недостаточно развита: ребенок не умеет завязывать шнурки, застегивать пуговицы, держит ложку и карандаш неправильно — сжимает в кулак.
  • Не любит играть в мяч, не умеет его подбрасывать и ловить — это может свидетельствовать о нарушении зрительного восприятия, когда мозгу трудно анализировать движение мяча и координировать работу глаз и рук.
  • Не умеет стоять на одной ноге, сохранять равновесие, идя по бордюру. Сложно научиться кататься на самокате или велосипеде.
  • Дети, склонные к дислексии, обычно не любят учить короткие детские стишки и песенки, искажают знакомые слова, плохо запоминают, как пишется их имя, плохо воспринимают рифмы (кошка — мошка, дом — ком).

Признаки дислексии у школьника

Определение «дислексия» чаще всего делают во 2-3 классе школы. В этом возрасте большинство детей постепенно автоматизируют чтение и, если у них есть трудности, они становятся очевидными. Успехи в обучении приходят медленно.

Признаки, указывающие на наличие дислексии у детей от 8 до 12 лет:

  • ребенок читает медленно, не проявляет интереса к внешкольной литературе, не любит читать вслух;
  • пропускает слова и фрагменты текста;
  • не дочитывает окончания слов и фраз, а додумывает их;
  • перемещает буквы в словах или заменяет некоторые буквы (например, вишня — лишня, молоток — мотолок, шутка — тушка);
  • читает или пишет задом наперед;
  • не запоминает новые слова и не узнает те, которые встречаются часто (например, вход — выход);
  • плохо различает парные согласные звуки (б — п, в — ф, г — к);
  • не замечает того, что находится в левой части страницы;
  • часто не может подобрать подходящее слово и заменяет его общим понятием (например, свитер называет вещью);
  • путает похожие по звучанию слова (июнь — июль, богатыри — богатые);
  • неправильно согласует местоимения или прилагательные с существительными (мой пальто, грустный собака);
  • не помнит даты, номера телефонов, списки дел.
Существует предание, что отображение букв R вместо Я является одним из признаков дислексии. Однако на самом деле так делают практически все дети до 6-8 лет.

Полагают, что дислексики воспринимают текст как картинки, образы и застают на абстрактных словах, к которым мозг не имеет иллюстрации — предлогах и пространственных понятиях: верх, низ, далеко, близко, высота, глубина и так далее.

Если хотя бы три из описанных признаков характерны для ребенка и проявляются постоянно — это повод задуматься о дислексии и обратиться за консультацией к неврологу, нейропсихологу или логопеду.

Признаки дислексии у взрослых

Иногда бывает, что впервые дислексию выявляют только в подростковом или даже взрослом возрасте, а до этого все трудности в обучении списывают на лень или даже умственную отсталость.

У взрослых также наблюдаются характерные признаки дислексии, как и у школьников. Со временем дислексия взрослых адаптируется к своим особенностям — они находят различные способы избегать чтения или быстро уставать от него.

Дополнительные признаки, по которым можно определить дислексию:

  • затруднения с написанием официальных писем и отчетов;
  • скромная письменная речь — то, о чем человек может говорить часами, он с трудом сможет описать в нескольких предложениях;
  • трудности с запоминанием паролей, ПИН-кодов, номеров телефона;
  • проблемы с правописанием;
  • частые ошибки в именах и названиях;
  • затруднения с выбором нужных слов — ощущение, что слово «вертится на языке», но не удается его вспомнить;
  • отсутствие желания читать ради удовольствия.

Типы дислексии

По тому, при какой стадии возникает сбой восприятия в мозге, различают несколько форм дислексии.

Звуковая дислексия (фонематическая): трудно различать схожие звуки (фонемы). Людям с этим видом дислексии сложно объяснить, почему в слове «паб» в конце стоит буква «б», а не «п», или запомнить, как пишется слово «здравствуйте».

Смысловая дислексия: возникает «механическое чтение», когда мозг тратит все усилия на правильное чтение, но не успевает осознать содержание текста. Для детей с такой дислексией трудно улавливать основную идею текста и пересказывать его.

Грамматическая дислексия (аграмматическая): не удается правильно составить фразу или предложение. Эту речь ещё называют деформированной: в ней неправильно сочетаются падежи, выбирают окончания («пёс выглядел абсолютно голодный»).

Дислексия по мнестическому типу: затруднительно понять взаимосвязь между буквами и звуками. Например, в различных формах слова «лес» буква «е» обозначает различные звуки: в форме единственного числа слышится звук [э], в то время как в форме множественного числа — «леса» — звук [и]. Обычно дислексия по мнестическому типу проявляется уже на этапе знакомства ребенка с алфавитом.

Оптическая дислексия: человек способен читать по зеркалу, «перепрыгивать» между фрагментами текста, путать написание букв.

Тактильная дислексия: это расстройство, которое встречается у незрячих людей — они перепутывают буквы при чтении по Брайлю. Шрифт Брайля — это сочетание выпуклых точек, которое используется незрячими и слабовидящими людьми для письма и чтения.

Азбука-Брайля

Слепые люди могут читать с помощью пальцев с помощью Азбуки Брайля

Способы выявления дислексии

Для диагностики дислексии недостаточно только субъективных наблюдений. Существуют специальные анкеты, такие как тест на сайте «Ассоциации родителей детей с дислексией». Однако любые опросники могут лишь подозревать наличие нарушения.

Точный ответ может дать только квалифицированный специалист: дефектолог, логопед или нейропсихолог. Они проведут специальные коррекционные тесты, чтобы выявить истинные причины учебных трудностей.

Что получится, если заменить звук «т» на «п» в начале слова «торт»? Человек с дислексией, вероятно, не сможет быстро ответить на этот вопрос.

Важные аспекты, на которые обращает внимание логопед в процессе диагностики:

  • Корректно ли произносит звуки ваш ребёнок;
  • Может ли он различать звуки на слух (можно попросить его «поймать» звук — для этого загадайте любой звук и попросите ребёнка хлопать каждый раз, когда он услышит его в словах, которые вы произносите в случайном порядке);
  • Способен ли он понять, где находится определенный звук в слове (например, можно подобрать слова, в которых звук «п» находится в начале, середине и конце);
  • Словарный запас;
  • Грамматически правильное построение речи;
  • Связность речи.

Нейропсихолог проверит, насколько хорошо развиты высшие психические функции — зрительное и фонематическое восприятие, память, внимание, речь.

Для выявления дислексии нейропсихолог может предложить провести тест «Кулак-ребро-ладонь». Этот метод был разработан в 1982 году клиническим психологом и логопатологом Александром Николаевичем Корнеевым.

Изначально взрослый выкладывает ладонь на стол и показывает ребенку последовательность движений: схватить кулак — поставить ладонь на ребро вертикально — опустить руку на стол ладонью вниз. Ребенку необходимо трижды повторить эти движения — желательно быстро и без ошибок.

По тому, как ребенок справится с этим заданием, нейропсихолог сможет оценить, насколько хорошо развита двигательная и зрительная память, как быстро мозг переключается между задачами.

Приведенный пример это только один из серии испытаний. Окончательные выводы и их интерпретация могут быть сделаны только специалистом после полного обследования.

Для уточнения диагноза зачастую назначается электроэнцефалограмма (ЭЭГ) – безопасный и точный способ изучения функционального состояния головного мозга.

В дополнение могут понадобиться консультации офтальмолога и ЛОРа для исключения проблем с зрением и слухом, а также невролога, который поможет определить, нет ли у ребенка синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), характеризующегося также трудностями в чтении и письме.

Методы исправления дислексии

Дислексия неизлечима и не поддается «выстраиванию» — этот недуг сопутствует человеку на протяжении всей жизни. Тем не менее, специалисты научились эффективно ее исправлять — так, чтобы трудности не ставили преграду перед обучением и не ограничивали личностное развитие. Пренебрежение дислексией может отрицательно сказаться на самооценке ребенка и привести к возникновению депрессии. Часто дислексия становится причиной развития синдрома дефицита внимания со гиперактивностью.

Научные лаборатории и сообщества по всему миру активно работают над поиском методов коррекции. Ученые проводят испытания специальных бифокальных очков с разноцветными линзами, которые призваны облегчить чтение. Врачи изучают эффект ноотропов — лекарственных препаратов, стимулирующих работу мозга.

Однако основным методом коррекции остаются регулярные занятия с логопедом и нейропсихологом. Через специальные упражнения можно обучить мозг распознавать буквы и автоматизировать процесс чтения насколько это возможно. Кроме того, специалисты научат малыша переключаться между заданиями и расслабляться, что поможет избежать переутомления.

Важнейшее, что взрослые могут сделать для поддержки ребенка с дислексией, заключается в правильной организации учебного процесса. В некоторых странах есть специальные учебники, с малым количеством текста и большим количеством иллюстраций и наглядных графиков.

Как правило, дети с дислексией очень любознательные, у них развито воображение, а особенности восприятия позволяют им мыслить креативно и находить интересные решения. Они смогут раскрыть свой потенциал, если помочь им адаптироваться к учебе и не дать себя чувствовать себя исключенными.

Советы для родителей и учителей детей с дислексией:

  • Предоставить ученику дополнительное время на выполнение заданий.
  • Поощрять использование нестандартных подходов к обучению: создание учебных фильмов, устные выступления, составление фотоколлажей на заданную тему, проведение экспериментов.
  • Разрешить запись урока на диктофон — это позволит ученику прослушать материал целиком или отдельные фрагменты, не тратя силы на чтение.
  • Читать вслух и обсуждать прочитанное вместе — это способствует расширению кругозора и обогащению словарного запаса.
  • Повторное чтение книги и возвращение к старым сюжетам может помочь лучше понять содержание произведения.
  • Выделять и обсуждать непонятные слова и термины.

Сообщества и сервисы для помощи людям с дислексией

В России и других странах существует большое количество сообществ, объединяющих людей с диагнозом дислексии и специалистов, занимающихся этим вопросом. В открытых источниках можно найти интервью с экспертами, научные исследования, а также рекомендации по обучению и развитию детей с дислексией.

Сообщества на русском языке:

Сообщества на иностранном языке:

Полезные сервисы и приложения для людей с дислексией:

  • Семейство шрифтов Adys: уникальный и специально разработанный шрифт, который помогает людям с дислексией улучшить свои навыки чтения — его можно скачать бесплатно как на кириллице, так и на латинице.
  • Приложение Beeline Reader: данное приложение выделяет текст разными цветами на веб-страницах в браузерах Chrome и Firefox, чтобы облегчить людям с дислексией фокусировку на буквах и улучшить восприятие информации.

Источники

Источники

  1. Ассоциация родителей детей с дислексией.
  2. Сообщество людей с дислексией.
  3. Британская ассоциация людей с дислексией.
  4. Shaywitz S. Overcoming Dyslexia. Random House Publishing Group, 2008. P. 122–127.

Видео по теме:

Вопрос-ответ:

Что такое дислексия?

Дислексия — это расстройство умственной деятельности, которое проявляется в затруднениях в овладении навыками чтения, написания и правильного произношения слов.

Какие причины могут вызвать дислексию?

Дислексия может быть вызвана генетическими факторами, нарушениями развития мозга, травмами головы или даже воздействием окружающей среды на развитие ребенка.

Как распознать дислексию у ребенка?

Для распознавания дислексии у ребенка необходимо обратить внимание на его трудности с чтением, письмом, запоминанием слов, а также на слабые навыки восприятия и анализа текста.

Каковы методы лечения дислексии?

Для лечения дислексии используются различные методики, такие как логопедические занятия, психокоррекционная работа, компьютерные программы и многие другие подходы, направленные на развитие умений чтения и письма.

Можно ли полностью излечить дислексию?

Дислексию нельзя полностью излечить, но при помощи специальных методик и поддержки специалистов ребенок с дислексией может значительно улучшить свои навыки чтения, письма и общения.

Оставить комментарий