Дислексия — это особенность восприятия, из-за которой детям сложно научиться читать и писать, а взрослым — делать это быстро и без ошибок. Считается, что дислексия встречается у каждого 20-го жителя планеты. Но из-за того, что о дислексии знают немногие, эту особенность часто принимают за лень и даже глупость.
Во многих европейских странах дислексией называют любые проблемы, связанные с чтением, письмом и арифметикой. В России для каждого расстройства используют отдельные термины.
Дислексия — трудности с чтением.
Дисграфия — трудности при обучении письму.
Дизорфография — сложности с запоминанием и применением правил орфографии.
Дискалькулия — неспособность к арифметике и математике.
Рудольф Берлин, офтальмолог XIX века, был первым, кто поставил диагноз «дислексия» пациенту, неспособному читать, несмотря на отличное зрение и интеллект
Дислексия и другие похожие расстройства не зависят от уровня интеллекта и воспитания. Люди с этим диагнозом могут успешно заниматься точными науками, достигать выдающихся результатов в творчестве и спорте. Среди известных дислектиков — лауреат Нобелевской премии по физике Альберт Эйнштейн, промышленник Генри Форд, художник Пабло Пикассо, актриса Дженнифер Энистон и кинорежиссёр Стивен Спилберг.
Большинство дислектиков способны читать, но им это дается с большим трудом.
Основной признак дислексии — медленное чтение по слогам или буквам. У ребенка могут возникать трудности с пониманием написанного, он может ошибаться в словах, перемешивать или переставлять буквы местами — это называется «угадывающим» чтением. Попросите дислектика сформулировать основную мысль или пересказать текст, и он может столкнуться с серьезными трудностями.
Иногда кажется, что все дети начальной школы подходят под это описание. Но обычно уже к концу второго класса навык чтения становится автоматическим и не требует больших усилий. Однако для людей с дислексией чтение всегда остается сложным.
Причины возникновения дислексии
В Международной классификации болезней и связанных с здоровьем проблемах (МКБ-11, не вводится в действие в России), есть диагноз «дислексия» — у него код MB4B.0. Он касается утраты способности к чтению и пониманию письменной речи у взрослых, кто ранее умели все это, но потеряли навык из-за инсульта или черепно-мозговой травмы.
Проблемы с обучением чтению и письму выделены в МКБ-11 в разделе «Расстройство развития учебных навыков» (код 6A03). Это расстройство не связано с интеллектуальным развитием, заболеваниями зрения и слуха, недоступностью образования или неправильным воспитанием.
Таким образом, дислексия — это не психическое заболевание, а особенность нейробиологии, которая влияет на функционирование центральной нервной системы. Мозг неправильно воспринимает и расшифровывает зрительную информацию — символы букв и цифр — и выбирает сложный путь для их распознавания.
Простое слово «молоко» дислектик может воспринять как набор символов — например, «омлоок». При этом ему трудно следить за строкой.
Точные причины дислексии до конца неизвестны — существуют лишь теории, объясняющие учебные затруднения даже при высоком интеллекте.
Предполагается, что до 80% случаев дислексии связаны с наследственностью. В рамках обширных генетических исследований международной группы ученых было обнаружено 42 варианта генов, которые могут приводить к развитию дислексии.
Сведения о том, что у короля Швеции Карла Густава, его дочери Виктории и сына Карла Филиппа неудачно получилось читать из-за дислексии, стали общедоступными. У королевской семьи эта проблема является наследственным заболеванием.
В 2020 году шведский принц Карл Филипп выпустил аудиокнигу «Любимая дислексия». Фото: Фрэнки Фугантин
Часто дислексия происходит из-за повреждения центральной нервной системы еще во время беременности.
Факторы, увеличивающие риск развития дислексии:
- Гипоксия — это длительная недостаточность кислорода у плода в условиях осложненной беременности или тяжелых родов;
- Воздействие инфекций, которые женщина перенесла во время беременности (корь, герпес, краснуха);
- Курение и употребление алкоголя во время беременности.
Из-за особенностей зрительного восприятия дислексик делает лишние движения глазами при чтении: он перепрыгивает с одной буквы на другую, впереди и возвращается к прочитанным фрагментам. Такие непоследовательные движения серьезно осложняют понимание текста.
У дислексиков может быть снижена вербальная память (которая помогает усваивать словесную информацию) и фонематическое восприятие (способность распознавать звуки на слух).
Признаки дислексии у детей и взрослых
Когда дети начинают учиться в школе, становится заметно, что у некоторых из них возникают проблемы с чтением и усвоением информации. По мнению российских нейрофизиологов, в каждом классе может быть хотя бы один ученик с дислексией.
Для дислектиков характерно хорошо развитое произношение, отсутствие проблем с зрением и слухом, но им сложно читать. Они успешно воспринимают устную и визуальную информацию, но сталкиваются с трудностями именно при чтении.
Признаки дислексии в раннем возрасте
Дошкольникам обычно не ставят диагноз дислексии. В этом возрасте дети только начинают учиться читать, считать и писать, поэтому сложно определить нарушение. Невозможно точно сказать, связаны ли ошибки с несовершенством навыка или с общей неспособностью к чтению.
Однако существуют ранние признаки, которые могут свидетельствовать о дислексии с высокой вероятностью.
Показатели, указывающие на склонность к дислексии у младшего школьника:
- Ребенок начал ползать позже 9-12 месяцев или вообще не ползал, а сразу начал ходить. Этот этап критически важен для формирования представлений о пространстве, что позволяет мозгу понимать положение тела, делать выводы о размере объектов и расстояниях между ними. Эти навыки лежат в основе навыков чтения и письма, когда мозг запоминает форму букв.
- Мелкая моторика недостаточно развита: ребенок не умеет завязывать шнурки, застегивать пуговицы, держит ложку и карандаш неправильно — сжимает в кулак.
- Не любит играть в мяч, не умеет его подбрасывать и ловить — это может свидетельствовать о нарушении зрительного восприятия, когда мозгу трудно анализировать движение мяча и координировать работу глаз и рук.
- Не умеет стоять на одной ноге, сохранять равновесие, идя по бордюру. Сложно научиться кататься на самокате или велосипеде.
- Дети, склонные к дислексии, обычно не любят учить короткие детские стишки и песенки, искажают знакомые слова, плохо запоминают, как пишется их имя, плохо воспринимают рифмы (кошка — мошка, дом — ком).
Признаки дислексии у школьника
Определение «дислексия» чаще всего делают во 2-3 классе школы. В этом возрасте большинство детей постепенно автоматизируют чтение и, если у них есть трудности, они становятся очевидными. Успехи в обучении приходят медленно.
Признаки, указывающие на наличие дислексии у детей от 8 до 12 лет:
- ребенок читает медленно, не проявляет интереса к внешкольной литературе, не любит читать вслух;
- пропускает слова и фрагменты текста;
- не дочитывает окончания слов и фраз, а додумывает их;
- перемещает буквы в словах или заменяет некоторые буквы (например, вишня — лишня, молоток — мотолок, шутка — тушка);
- читает или пишет задом наперед;
- не запоминает новые слова и не узнает те, которые встречаются часто (например, вход — выход);
- плохо различает парные согласные звуки (б — п, в — ф, г — к);
- не замечает того, что находится в левой части страницы;
- часто не может подобрать подходящее слово и заменяет его общим понятием (например, свитер называет вещью);
- путает похожие по звучанию слова (июнь — июль, богатыри — богатые);
- неправильно согласует местоимения или прилагательные с существительными (мой пальто, грустный собака);
- не помнит даты, номера телефонов, списки дел.
Существует предание, что отображение букв R вместо Я является одним из признаков дислексии. Однако на самом деле так делают практически все дети до 6-8 лет.
Полагают, что дислексики воспринимают текст как картинки, образы и застают на абстрактных словах, к которым мозг не имеет иллюстрации — предлогах и пространственных понятиях: верх, низ, далеко, близко, высота, глубина и так далее.
Если хотя бы три из описанных признаков характерны для ребенка и проявляются постоянно — это повод задуматься о дислексии и обратиться за консультацией к неврологу, нейропсихологу или логопеду.
Признаки дислексии у взрослых
Иногда бывает, что впервые дислексию выявляют только в подростковом или даже взрослом возрасте, а до этого все трудности в обучении списывают на лень или даже умственную отсталость.
У взрослых также наблюдаются характерные признаки дислексии, как и у школьников. Со временем дислексия взрослых адаптируется к своим особенностям — они находят различные способы избегать чтения или быстро уставать от него.
Дополнительные признаки, по которым можно определить дислексию:
- затруднения с написанием официальных писем и отчетов;
- скромная письменная речь — то, о чем человек может говорить часами, он с трудом сможет описать в нескольких предложениях;
- трудности с запоминанием паролей, ПИН-кодов, номеров телефона;
- проблемы с правописанием;
- частые ошибки в именах и названиях;
- затруднения с выбором нужных слов — ощущение, что слово «вертится на языке», но не удается его вспомнить;
- отсутствие желания читать ради удовольствия.
Типы дислексии
По тому, при какой стадии возникает сбой восприятия в мозге, различают несколько форм дислексии.
Звуковая дислексия (фонематическая): трудно различать схожие звуки (фонемы). Людям с этим видом дислексии сложно объяснить, почему в слове «паб» в конце стоит буква «б», а не «п», или запомнить, как пишется слово «здравствуйте».
Смысловая дислексия: возникает «механическое чтение», когда мозг тратит все усилия на правильное чтение, но не успевает осознать содержание текста. Для детей с такой дислексией трудно улавливать основную идею текста и пересказывать его.
Грамматическая дислексия (аграмматическая): не удается правильно составить фразу или предложение. Эту речь ещё называют деформированной: в ней неправильно сочетаются падежи, выбирают окончания («пёс выглядел абсолютно голодный»).
Дислексия по мнестическому типу: затруднительно понять взаимосвязь между буквами и звуками. Например, в различных формах слова «лес» буква «е» обозначает различные звуки: в форме единственного числа слышится звук [э], в то время как в форме множественного числа — «леса» — звук [и]. Обычно дислексия по мнестическому типу проявляется уже на этапе знакомства ребенка с алфавитом.
Оптическая дислексия: человек способен читать по зеркалу, «перепрыгивать» между фрагментами текста, путать написание букв.
Тактильная дислексия: это расстройство, которое встречается у незрячих людей — они перепутывают буквы при чтении по Брайлю. Шрифт Брайля — это сочетание выпуклых точек, которое используется незрячими и слабовидящими людьми для письма и чтения.
Слепые люди могут читать с помощью пальцев с помощью Азбуки Брайля
Способы выявления дислексии
Для диагностики дислексии недостаточно только субъективных наблюдений. Существуют специальные анкеты, такие как тест на сайте «Ассоциации родителей детей с дислексией». Однако любые опросники могут лишь подозревать наличие нарушения.
Точный ответ может дать только квалифицированный специалист: дефектолог, логопед или нейропсихолог. Они проведут специальные коррекционные тесты, чтобы выявить истинные причины учебных трудностей.
Что получится, если заменить звук «т» на «п» в начале слова «торт»? Человек с дислексией, вероятно, не сможет быстро ответить на этот вопрос.
Важные аспекты, на которые обращает внимание логопед в процессе диагностики:
- Корректно ли произносит звуки ваш ребёнок;
- Может ли он различать звуки на слух (можно попросить его «поймать» звук — для этого загадайте любой звук и попросите ребёнка хлопать каждый раз, когда он услышит его в словах, которые вы произносите в случайном порядке);
- Способен ли он понять, где находится определенный звук в слове (например, можно подобрать слова, в которых звук «п» находится в начале, середине и конце);
- Словарный запас;
- Грамматически правильное построение речи;
- Связность речи.
Нейропсихолог проверит, насколько хорошо развиты высшие психические функции — зрительное и фонематическое восприятие, память, внимание, речь.
Для выявления дислексии нейропсихолог может предложить провести тест «Кулак-ребро-ладонь». Этот метод был разработан в 1982 году клиническим психологом и логопатологом Александром Николаевичем Корнеевым.
Изначально взрослый выкладывает ладонь на стол и показывает ребенку последовательность движений: схватить кулак — поставить ладонь на ребро вертикально — опустить руку на стол ладонью вниз. Ребенку необходимо трижды повторить эти движения — желательно быстро и без ошибок.
По тому, как ребенок справится с этим заданием, нейропсихолог сможет оценить, насколько хорошо развита двигательная и зрительная память, как быстро мозг переключается между задачами.
Приведенный пример это только один из серии испытаний. Окончательные выводы и их интерпретация могут быть сделаны только специалистом после полного обследования.
Для уточнения диагноза зачастую назначается электроэнцефалограмма (ЭЭГ) – безопасный и точный способ изучения функционального состояния головного мозга.
В дополнение могут понадобиться консультации офтальмолога и ЛОРа для исключения проблем с зрением и слухом, а также невролога, который поможет определить, нет ли у ребенка синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), характеризующегося также трудностями в чтении и письме.
Методы исправления дислексии
Дислексия неизлечима и не поддается «выстраиванию» — этот недуг сопутствует человеку на протяжении всей жизни. Тем не менее, специалисты научились эффективно ее исправлять — так, чтобы трудности не ставили преграду перед обучением и не ограничивали личностное развитие. Пренебрежение дислексией может отрицательно сказаться на самооценке ребенка и привести к возникновению депрессии. Часто дислексия становится причиной развития синдрома дефицита внимания со гиперактивностью.
Научные лаборатории и сообщества по всему миру активно работают над поиском методов коррекции. Ученые проводят испытания специальных бифокальных очков с разноцветными линзами, которые призваны облегчить чтение. Врачи изучают эффект ноотропов — лекарственных препаратов, стимулирующих работу мозга.
Однако основным методом коррекции остаются регулярные занятия с логопедом и нейропсихологом. Через специальные упражнения можно обучить мозг распознавать буквы и автоматизировать процесс чтения насколько это возможно. Кроме того, специалисты научат малыша переключаться между заданиями и расслабляться, что поможет избежать переутомления.
Важнейшее, что взрослые могут сделать для поддержки ребенка с дислексией, заключается в правильной организации учебного процесса. В некоторых странах есть специальные учебники, с малым количеством текста и большим количеством иллюстраций и наглядных графиков.
Как правило, дети с дислексией очень любознательные, у них развито воображение, а особенности восприятия позволяют им мыслить креативно и находить интересные решения. Они смогут раскрыть свой потенциал, если помочь им адаптироваться к учебе и не дать себя чувствовать себя исключенными.
Советы для родителей и учителей детей с дислексией:
- Предоставить ученику дополнительное время на выполнение заданий.
- Поощрять использование нестандартных подходов к обучению: создание учебных фильмов, устные выступления, составление фотоколлажей на заданную тему, проведение экспериментов.
- Разрешить запись урока на диктофон — это позволит ученику прослушать материал целиком или отдельные фрагменты, не тратя силы на чтение.
- Читать вслух и обсуждать прочитанное вместе — это способствует расширению кругозора и обогащению словарного запаса.
- Повторное чтение книги и возвращение к старым сюжетам может помочь лучше понять содержание произведения.
- Выделять и обсуждать непонятные слова и термины.
Сообщества и сервисы для помощи людям с дислексией
В России и других странах существует большое количество сообществ, объединяющих людей с диагнозом дислексии и специалистов, занимающихся этим вопросом. В открытых источниках можно найти интервью с экспертами, научные исследования, а также рекомендации по обучению и развитию детей с дислексией.
Сообщества на русском языке:
- Ассоциация родителей детей с дислексией — на данном сайте собрана обширная информация о дислексии.
- Сообщество Dyslexia Community — издает журнал о дислексии.
Сообщества на иностранном языке:
- Информационный ресурс Центра дислексии и творчества при Йельском университете предлагает обширные материалы об опыте помощи людям с дислексией в Европе, включая разделы для родителей и педагогов.
- Официальный веб-сайт Британской ассоциации дислексии был учрежден в 1972 году и содержит подробную информацию о дислексии и дискалькулии.
Полезные сервисы и приложения для людей с дислексией:
- Семейство шрифтов Adys: уникальный и специально разработанный шрифт, который помогает людям с дислексией улучшить свои навыки чтения — его можно скачать бесплатно как на кириллице, так и на латинице.
- Приложение Beeline Reader: данное приложение выделяет текст разными цветами на веб-страницах в браузерах Chrome и Firefox, чтобы облегчить людям с дислексией фокусировку на буквах и улучшить восприятие информации.
Источники
- Ассоциация родителей детей с дислексией.
- Сообщество людей с дислексией.
- Британская ассоциация людей с дислексией.
- Shaywitz S. Overcoming Dyslexia. Random House Publishing Group, 2008. P. 122–127.
Видео по теме:
Вопрос-ответ:
Что такое дислексия?
Дислексия — это расстройство умственной деятельности, которое проявляется в затруднениях в овладении навыками чтения, написания и правильного произношения слов.
Какие причины могут вызвать дислексию?
Дислексия может быть вызвана генетическими факторами, нарушениями развития мозга, травмами головы или даже воздействием окружающей среды на развитие ребенка.
Как распознать дислексию у ребенка?
Для распознавания дислексии у ребенка необходимо обратить внимание на его трудности с чтением, письмом, запоминанием слов, а также на слабые навыки восприятия и анализа текста.
Каковы методы лечения дислексии?
Для лечения дислексии используются различные методики, такие как логопедические занятия, психокоррекционная работа, компьютерные программы и многие другие подходы, направленные на развитие умений чтения и письма.
Можно ли полностью излечить дислексию?
Дислексию нельзя полностью излечить, но при помощи специальных методик и поддержки специалистов ребенок с дислексией может значительно улучшить свои навыки чтения, письма и общения.