Заикание или логоневроз — это нарушение процесса выражения речи, характеризующееся нарушением её плавности, ритма и беглости, а также излишним напряжением мышц речевого аппарата.
Человек, страдающий заиканием, понимает, что хочет сказать, но выпадает затруднение в произнесении. Например, он может многократно повторять или растягивать слово, слог или звук, делать паузы во время разговора из-за сложностей в определенном месте (это могут быть либо различные слова и сочетания звуков, либо одни и те же).
Приблизительно 1% населения всего мира сталкиваются с заиканием.
В то же время мальчики страдают от заикания в 2 раза чаще, чем девочки, а мужчины — в 4 раза чаще, чем женщины.
Точные причины заикания до сих пор неизвестны. Однако исследователи считают, что нарушение беглости речи может быть вызвано различными факторами, включая генетические мутации, воздействие окружающей среды и особенности нейронных соединений в мозге.
Заикание может повлиять на самооценку индивида и затруднить успешное взаимодействие с другими людьми.
Причины формирования заикания у детей
Наиболее распространенная форма заикания наблюдается у детей, когда они только начинают осваивать речь и языковые навыки. Предполагается, что это тип заикания связан с тем, что у ребенка еще недостаточно развиты речевые навыки, чтобы передать то, что он хочет сказать.
Факторы риска развития заикания у детей
Хотя исследователи еще не могут определить точные механизмы формирования заикания, выделяются несколько факторов, которые могут способствовать этому.
Перинатальный фактор
На развитие заикания могут влиять осложнения во время беременности, такие как токсикоз, угроза выкидыша из-за резус-конфликта, недоношенность, нейроинфекции, повреждения ЦНС, телесные заболевания и травмы головы.
Огромное значение имеет влияние семейных травм: внутриутробная асфиксия (недостаток кислорода) и гипоксия (проблемы с дыханием) у новорожденных.
Наследственность
У приблизительно двух из трех детей, страдающих от заикания, есть родственники с подобными проблемами. Имеется статистически выше шанс заикания у тех, кто имеет родителей, братьев или сестер с этим состоянием.
Генетические мутации
С 2010 года ученые выявили четыре различных гена, мутации в которых связаны с заиканием.
Задержка в развитии
Дети с задержками в развитии и другими проблемами в области речи более подвержены заиканию.
Стресс
Перехваленные ожидания от родителей, давление семьи или общества могут способствовать возникновению трудностей с речью либо ухудшить уже существующие расстройства. Тем не менее заикание, вызванное эмоциями, встречается крайне редко.
Пол
У мальчиков нарушения беглости речи отмечают чаще, чем у девочек.
Социальная среда
Общение с людьми с низким уровнем речевого развития может неблагоприятно сказаться на освоении речи ребёнком.
Причины развития заикания у взрослых
Механизмы, вызывающие заикание у взрослых, пока что полностью не изучены.
В большинстве случаев заикание у взрослых — это проблема с беглостью речи, которая появилась ещё в детстве, но не исчезла со временем.
Иногда у взрослых начинают проявляться проблемы с заиканием, которых не было в детстве. Это может быть результатом инсульта, черепно-мозговой травмы и других заболеваний, которые влияют на функционирование мозга. В данном случае нарушается активность тех отделов мозга, которые отвечают за координацию речевых движений. Это обычно те участки мозга, которые ответственны за согласование движений мышц, участвующих в речи.
Также имеющиеся данные свидетельствуют о том, что социальные фобии или беспокойство, скорее всего, не являются причиной заикания.
Стрессовые ситуации не могут вызвать заикание, но могут способствовать его появлению, нарушая работу центральной нервной системы и делая более заметными уже существующие нарушения.
Существует взаимосвязь между тревожным социальным расстройством Социальное тревожное расстройствоЭто интенсивная тревога в ситуациях, когда речь идет о действиях в присутствии других людей или страхе быть негативно оцененным окружающими в таких ситуациях. и заиканием, вероятнее всего, само заикание вызывает увеличение тревожности, а не наоборот.
Факторы риска развития заикания у взрослых
Если у взрослого человека ранее не было заиканий, то нарушение беглости речи может быть вызвано лишь повреждениями головного мозга.
Заболевания, которые могут способствовать развитию заикания:
- черепно-мозговая травма;
- инсульт;
- нейроинфекции (менингит, энцефалит и другие);
- опухоль головного мозга.
Признаки заикания
Признаки заикания включают нарушения плавности речи, которые не соответствуют возрасту или языковым способностям человека, а также перенапряжение мышц речевого аппарата.
Основные проявления заикания:
- паузы в речи, которые могут быть беззвучными или сопровождаться каким-либо звуком;
- паузы внутри слова;
- замены для избежания проблемного слова;
- повторения односложных слов целиком: например, «я-я-я-я вижу его»;
- удлинение звуков;
- повторения звуков или слогов;
- излишнее физическое напряжение при произнесении слов.
Для диагностики заикания достаточно повторного появления хотя бы одного из перечисленных признаков.
Также при заикании возникают дополнительные признаки Дополнительные признакиПоведенческие особенности, возникающие под воздействием заикания, такие как напряжение лицевых мышц, повышенный голос или смущение., хотя и редко.
Дополнительные симптомы заикания:
- моргание глаз,
- быстрые движения веками,
- дрожание губ или челюсти,
- наклон головы,
- стиснутая кулаком рука.
Виды заикания
Заикание классифицируют как развивающееся, нейрогенное или психогенное.
Развивающееся заикание — наиболее распространённая форма. Оно обнаруживается у детей в возрасте от 1 до 8 лет, когда речь и языковые навыки формируются особенно быстро.
Более 80% всех случаев заикания относятся к патологическим.
Симптомы обычно начинаются легкими и могут либо исчезнуть, либо усилиться с течением времени.
Около 75% детей дошкольного возраста излечиваются самостоятельно в течение 4 лет с момента начала заикания.
Нейрогенное заикание, также известное как позднее или приобретенное, возникает у детей старшего возраста и взрослых вследствие травмы, инсульта или других повреждений мозга. Эта форма встречается крайне редко.
Психогенное (невротическое) заикание встречается крайне редко и обычно развивается у взрослых с психическими проблемами после психологического события или эмоциональной травмы.
Другие формы заикания
Виды заикания также разделяются на основе особенностей его проявления и продолжительности нарушения беглости речи.
По продолжительности:
- начальное: заикание наблюдается не более 2 месяцев;
- устойчивое: нарушение беглости речи сохраняется более 2 месяцев.
По проявлению:
- постоянный тип: заикание проявляется в разных ситуациях довольно регулярно;
- волнующий тип: нарушение беглости речи то усиливается, то ослабевает, но не исчезает полностью;
- рецидивирующий тип: заикание исчезает, но после длительных периодов нормальной речи появляется снова.
Градации заикания
Существует три градации заикания: легкая, средняя и тяжелая. Нарушение беглости речи может начаться с любой градации и прогрессировать со временем.
Мягкое заикание у детей встречается в периоде развития этого речевого нарушения. Обычно оно наблюдается у детей в возрасте от 1 до 5 лет. Характеризуется повторением звуков, слогов и слов в начале предложения. Дети, страдающие от такого нарушения, не осознают своего заикания и практически не обращают внимания на неудачные попытки выразить свою мысль.
Признаки мягкого заикания:
- Повторение слогов или слов 1–2 раза: «на-например», «во-во-вот так»;
- Нерешительность;
- Использование звуков для заполнения пауз в речи: «э», «м», «эм».
Речевое нарушение может появляться и исчезать: это обычно означает, что ребенок учится новым способам использования языка. Если заикание уходит и возвращается через несколько недель, это может означать, что ребенок проходит через следующий этап развития речи.
Проблемы с произношением могут возникать как у детей, так и у взрослых. У детей такое состояние может проявиться в возрасте от 3 до 5 лет.
Проблемы с произношением сопровождаются теми же повторами слов в речи, что и у людей с легкими проблемами. Однако они возникают чаще и могут сопровождаться дополнительными симптомами.
Основные признаки проблем с произношением:
- повторение звуков более двух раз: «на-на-на-например», «во-во-во-вот так»;
- напряжение в лицевых мышцах, особенно вокруг рта;
- увеличение громкости голоса при повторениях;
- временные блокировки: голос прерывается на несколько секунд.
Проблемы с произношением могут проявляться и исчезать. Однако при этом виде нарушений периоды возникновения проблем происходят чаще, чем периоды нормальной речи.
При возникновении серьезных проблем с заиканием наблюдается нарушение произношения малого количества слов (менее 20%), однако трудности с речью возникают почти в каждом высказывании. Как правило, данное состояние сопровождается дополнительными признаками и стремлением избегать общения.
При возникновении серьезных проблем с заиканием часто возникают страх и неловкость в общении
Особенности серьезного заикания:
- 10–20% речи сопровождается заиканием: чаще встречаются блоки речи без заикания, чем повторение звуков и слогов, в отличие от легкого заикания, когда нарушение затрагивает большую часть речи;
- Во время заикания заметно значительное усилие и напряжение;
- Говорящий избегает заикания, заменяя слова и используя дополнительные звуки для начала речи;
- В большинстве речевых ситуаций, как правило, проявляется растерянность.
Тяжелое заикание может возникнуть у детей в возрасте от 1 до 7 лет. У взрослых — в любом возрасте под воздействием негативных факторов (травм, некоторых заболеваний).
Не редко тяжесть симптомов зависит от обстоятельств: люди могут заикаться в определенных ситуациях, но свободно говорить в других.
Становление заикания
Поскольку точные причины заикания не ясны, описание механизмов развития патологии представляется довольно сложным. Во время исследований ученые обнаруживают определенные нарушения в нейронных сетях, которые отвечают за языковые и речевые функции мозга. Следовательно, можно предположить, что функциональные и анатомические аномалии мозга могут являться причиной заикания.
Полагается, что зарождение заикания начинается с физиологического повторения слогов, что может быть нормой. Затем процесс развития речи начинает отставать, и проявляется логопедический дефект. В результате ребенок начинает чрезмерно фокусироваться на произношении слов, и речевой аппарат перенапрягается.
Строение и физиология речи при заикании
Звуки речи формируются благодаря координации мышечных движений, которые управляются мозгом и контролируются органами слуха и осязания. Эти движения включают дыхание, голос, а также движения горла, нёба, языка и губ.
Когда мышечная координация нарушается, происходит заикание. Человек понимает, что хочет сказать, но физически не может это сделать.
Последствия заикания
Заикание не влияет на физическое здоровье, но может негативно сказываться на психоэмоциональном состоянии человека. Это может повлиять на самооценку, способность общения, а также на учебу и работу.
Потенциальные последствия заикания:
- трудности в общении с окружающими;
- беспокойство из-за своей речи;
- желание избегать ситуаций, где нужно говорить;
- потеря социальных связей;
- проблемы во время учебы или на работе;
- недостаточная оценка своей личности.
Заикание может вызывать у заикающегося человека стеснение, разочарование и даже страх перед общением. Из-за затруднений с речью такие люди могут стесняться и бояться начать разговор. Кроме того, они часто прибегают к различным уловкам, чтобы избежать трудных слов и выражений. Особенно это касается тех, у кого заикание имеет наиболее тяжелую форму и произношение слов требует больших усилий: для них речь связана с излишним напряжением мышц, а также сильным эмоциональным напряжением.
В большинстве случаев заикание не является следствием недостаточного интеллекта или психических расстройств, однако окружающие часто неправильно воспринимают особенности речи человека, испытывающего заикание. Это может приводить к социальной стигматизации и создавать впечатление о их менее высоких способностях по сравнению с незаикающими. Дети могут сталкиваться с насмешками со стороны сверстников в детских коллективах.
Исследования свидетельствуют, что многие взрослые, страдающие заиканием, ощущают негативное влияние на свои карьерные перспективы из-за нарушений в беглости речи. Заикание также может быть помехой при выполнении работы и ограничивать профессиональные возможности работника.
Тем не менее, многие люди с заиканием добиваются успеха на равных с теми, кто не имеет никаких дефектов речи.
Известная российская и советская актриса Фаина Раневская снялась в театре, кино и озвучивала мультфильмы
Георг VI, который правил Соединённым Королевством Великобритании и Северной Ирландии в период с 1936 по 1952 год
Известная актриса, певица и продюсер Николь Кидман, которая является австралийским и американским гражданином. Фото: Georges Biard
Следует понимать, что психологические характеристики у людей, страдающих заиканием — это следствие нарушений в речи, а не их причина или признак.
Определение заикания
Выявить и подтвердить заикание может только профессионал. Для этого необходимо оценить частоту нарушений в речи в течение определенного временного периода и в различных ситуациях.
Первым делом врач изучает историю заболевания: узнает, когда появились симптомы и как они проявляются. Одновременно специалист анализирует речь пациента.
К какому специалисту обратиться
При подозрении на заикание у ребенка обращаются к педиатру, а взрослые — к терапевту. Во время приема специалист сможет оценить ситуацию и при необходимости направить пациента к нужному врачу.
В зависимости от причины заикания может потребоваться помощь специалистов различных профилей: логопеда-дефектолога, невролога, медицинского психолога, психиатра, отоларинголога.
Чаще всего заикание выявляется в детском возрасте и не требует проведения медицинских тестов. Однако если заикание возникло взрослом возрасте без явной причины, врач может назначить дополнительное обследование.
Инструментальная диагностика
Инструментальные методы исследования необходимы для определения возможных изменений в головном мозге и проведения дифференциальной диагностики с другими психическими расстройствами.
Для выявления общего состояния мозга и определения возможных поражений рекомендуется провести исследование в виде электроэнцефалографии (ЭЭГ) детям. В определенных случаях может быть назначена электроэнцефалография с видеомониторингом как в период бодрствования, так и во время сна. При подозрении на повреждения головного мозга проводится магнитно-резонансная томография (МРТ) для нейровизуализации.
Если пациент взрослого возраста со стандартной речью начинает заикаться, специалист может предположить наличие поражения головного мозга. Затруднения с речью могут быть вызваны черепно-мозговой травмой, инсультом или опухолью головного мозга.
Для исследования причин такого состояния применяют компьютерную томографию (КТ), магнитно-резонансную томографию (МРТ) или позитронно-эмиссионную томографию (ПЭТ). С помощью этих методов изучается работа головного мозга и его функции.
Методы лечения заикания
Для детей и взрослых, страдающих от заикания, могут быть эффективными такие методы как занятия с логопедом, использование специальных электронных устройств для улучшения речи или когнитивно-поведенческая терапия.
Когда лучше начинать лечение у детей
Лечение следует начать сразу после установления диагноза у ребенка.
Важно обратиться к специалисту, если:
- продолжительность заикания более 6 месяцев;
- начало заикания в возрасте 3-4 лет и старше;
- увеличение тяжести или частоты заикания;
- предыдущие случаи заикания в семье в детстве;
- ребенок испытывает дискомфорт из-за заикания.
Методы лечения заикания у дошкольников
У маленьких детей заикание, как правило, проходит само по себе.
Когда речь идет о заикании у детей младше 5 лет, основное внимание уделяется тому, чтобы избежать того, чтобы нарушение плавности речи не стало психологической травмой для ребенка. Для этого родителям рекомендуется изменить способ общения и создать максимально спокойную и расслабляющую атмосферу в семье, а не фокусироваться непосредственно на особенностях речи ребенка.
Главная цель такого подхода — создать условия, в которых ребенок испытывает меньшее давление во время разговора.
Рекомендации при общении с малышами, которые заикаются:
- Важно говорить с ребенком медленно и спокойно;
- Поощрять диалог, где собеседники высказываются по очереди и внимательно слушают друг друга;
- Больше общаться во время совместных занятий: игр, прогулок, готовки, чтения книг;
- Не перебивать и не критиковать речь ребенка.
Если проблема со заиканием не исчезает в течение 3-6 месяцев или, наоборот, усугубляется, то стоит обратиться за помощью к логопеду.
Для лечения заикания у детей младшего возраста широко применяется методика непосредственного поведенческого воздействия — программа «Лидкомб». Она предназначена для родителей, которые при поддержке специалиста по логопедии учатся давать ребенку последовательную обратную связь по его речи. При этом особое внимание уделяется поддержанию коммуникации с ребенком без критики.
Лечение заикания у старшеклассников и взрослых
Заикание, которое возникло еще в дошкольном возрасте, со временем может усугубляться, приводить к повышенной утомляемости и мешать социализации. Это может негативно отразиться на успеваемости в школе или производительности на работе, а также ухудшить эмоциональное состояние.
Проблемы со беглостью речи в старшем возрасте уже стали привычным явлением, поэтому необходимо вложить больше усилий в исправление ситуации. Специалисты научат пациентов говорить медленнее, контролировать дыхание или постепенно переходить от простых ответов к более длинным и сложным предложениям.
Основной принцип, который следует учитывать при работе с заикающимися школьниками и взрослыми, — это планирование устной речи. При этом фразы должны содержать ограниченное количество слов, а паузы между смысловыми группами слов должны быть более продолжительными, чем обычно.
Занятия с логопедом проводятся на постепенно усложняющемся материале: стихи, чтение, пересказ, свободная беседа.
Кроме того, не рекомендуется проверять скорость чтения у заикающихся школьников, а также важно специально готовиться к устным ответам.
Большинство способов лечения помогают справиться с тревогой, которую человек с заиканием может испытывать в определенных ситуациях речи
При заикании эффективным может быть участие в группах самопомощи и сообществах заикающихся. Многие люди считают, что наибольший успех они достигают благодаря сочетанию самообучения и терапии. Группы самопомощи предоставляют заикающимся людям возможность найти необходимую информацию и поддержку, когда они сталкиваются с проблемами заикания.
Инновационные подходы к лечению заикания
Для контроля за плавностью своей речи некоторые люди, страдающие заиканием, применяют электронные устройства. Они устанавливают в ушной канал специальный прибор, аналогичный слуховому аппарату: он передает модифицированный голос пользователя прямо в ухо. Благодаря этому приемнику человек слышит свою речь с небольшой задержкой, что помогает ему избежать повторов и пауз в разговоре.
Использование таких устройств способно улучшить беглость речи в короткие сроки. Но стоит помнить, что не все пользователи оценивают их эффективность и удобство в использовании. Кроме того, сосредотачиваясь исключительно на устранении заикания, эти методы могут упускать из виду психологические аспекты социального общения.
Для устранения заикания также применяют различные программы на компьютере, которые могут быть дополнением к занятиям с логопедом. Их использование позволяет подбирать подходящие тексты для упражнений с учетом индивидуальных особенностей человека, страдающего заиканием.
Современный метод лечения заикания включает в себя использование биологической обратной связи (БОС, биофидбэк). С её помощью можно эффективно развивать правильное дыхание и проводить речевые упражнения. При этом пациенту крепят специальные датчики к животу и предлагают выполнить определенные упражнения. Результаты датчиков отображаются на экране в виде кривой дыхания. Это помогает пациенту лучше понимать, что нужно делать, и оценивать свой прогресс.
Прогноз и профилактика заикания
Со временем большинство детей прекращают заикаться. Если заикание у детей легкое, то оно проходит само собой. У других детей в 75-80% случаев нарушения беглости речи проходят за 1-2 года, если они получают лечение.
У четверти детей заикание сохраняется и во взрослом возрасте.
Заикание, которое сохраняется до школьного возраста, сложнее поддается лечению. Со временем у человека, который заикается, могут возникнуть психологические проблемы, такие как беспокойство о своей речи, страх заикания и чувство смущения.
Меры предупреждения
Существуют специфические способы предотвращения заикания.
Всё же можно попытаться уменьшить вероятность появления заикания. Для предотвращения нарушений беглости речи в детском возрасте, родителям стоит устроить благоприятную обстановку дома, а также не мешать естественному процессу усвоения речи ребенком.
Советы для родителей:
- лучше не прерывать игру ребёнка без причины;
- избегайте замечаний, если ребёнок вставляет лишние слова в речь, такие как «а», «ну», «вот», «значит»;
- важно не обижать за использование нецензурных слов, лучше отвлечь ребёнка на что-то интересное;
- избегайте давления на ребёнка: не заставляйте его преодолевать свои страхи, читать стихи перед посторонними и т.д.;
- старайтесь в конфликтных ситуациях избегать эмоциональных разговоров и не конструктивных решений;
- полезно удерживать ребёнка от разговора во время истерики или плача;
- важно придерживаться режима дня: дневной отдых обязателен;
- помогите ребёнку организовать своё время так, чтобы не приходилось его торопить.
Важно также принять меры для предотвращения нейрогенного заикания. Для этого необходимо избегать травм головного мозга: не заниматься опасными видами спорта без должной подготовки и соблюдать правила безопасности во время игр и развлечений (например, носить защитный шлем при катании на роликах или велосипеде). Также следует уменьшить вероятность заболеваний головного мозга: для этого важно своевременно лечить зубные, ушные и носоглоточные инфекции и регулярно проходить профилактические обследования.
Как вести себя родителям, если у ребенка заикание
Заикание может вызывать эмоциональное неудобство и стресс как у детей, так и у родителей. Очень важно не фокусироваться на дефекте речи и проявлять максимальное терпение и поддержку.
Родителям заикающихся детей рекомендуется:
- стараться как можно скорее обратиться к врачу за медицинской помощью;
- создавать безмятежную обстановку для общения: каждый день выделять время, чтобы спокойно и без спешки пообщаться с дитем;
- избегать провоцировать ребенка вопросами специально;
- говорить медленно и спокойно: скорость речи не должна быть слишком быстрой, просто не стоит спешить. Также рекомендуется делать небольшие паузы в разговоре;
- не поддаваться искушению заканчивать слова или предложения за ребенка: пусть он сделает это сам;
- концентрироваться на смысле сообщения, которое хочет передать ребенок, а не на том, как он это делает: не требовать от ребенка правильного произношения слов.
Следует избегать уделять излишнее внимание заиканию, насколько это возможно. Впрочем, если ребенок сам поднимает этот вопрос или родители замечают, что это его тревожит, можно бережно обсудить проблему. В этом случае необходимо признать, что заикание существует, но также важно дать понять ребенку, что все в порядке и ему не нужно беспокоиться. Можно объяснить, что иногда бывает сложно говорить и многие люди застревают на словах: это нормально.
Для снижения нагрузки на нервную систему и ее укрепления, рекомендуется:
- Важно придерживаться расписания дня ребенка: необходимо уложить его спать в одно и то же время;
- Класть ребенка спать, когда он находится в спокойном, а не возбужденном состоянии;
- Не перегружать ребенка посещением различных секций, кружков и школ. Достаточно выбрать одно направление, например, теннис или плавание — они помогут ребенку расслабиться и улучшить дыхание. При этом важно, чтобы количество тренировок было умеренным, подходящим для ребенка;
- Поощрять ребенка участвовать в спокойных домашних делах, например помогать раскладывать крупы, пуговицы, инструменты и т. д.;
- Знакомить ребенка с настольными играми и занятиями с конструктором;
- Поощрять игры с водой и песком.
Библиография
Видео по теме:
Вопрос-ответ:
Что такое заикание?
Заикание — это нарушение речи, которое проявляется повторением звуков, слогов или слов в речи.
Каковы причины заикания?
Причины заикания могут быть разнообразными, включая генетические факторы, психологические проблемы, стрессовые ситуации, недоразвитие речевых навыков и другие.
Можно ли излечить заикание?
Да, заикание можно успешно излечить при помощи специальных методик, логопедических занятий, терапии и других подходов, основанных на индивидуальных особенностях пациента.
Каковы эффективные способы борьбы с заиканием?
Для борьбы с заиканием рекомендуется обращаться к специалистам — логопедам, психологам, специалистам по речевой терапии, проводить регулярные тренировки и следовать рекомендациям специалистов для успешного преодоления данной проблемы.