Аутизм: расстройства аутистического спектра

Главная > Справочник > Заболевания > Аутизм у детей и взрослых — что это, признаки и симптомы

Оценка статьи:

0 / 5. 0

На чтение: 21 мин.

Поделиться:

Содержание:

Аутизм, или расстройство аутистического спектра (РАС), — это не болезнь, а сложный неврологический комплекс развития, который влияет на социализацию, общение и поведение человека.

Симптомы варьируют в зависимости от типа и степени тяжести РАС и обычно проявляются в раннем возрасте. Люди с аутизмом часто нуждаются в четком повседневном режиме, который повторяется ежедневно. Даже малейшие изменения могут вызвать тревогу или беспокойство.

Часто люди с РАС чувствительны к звукам, запахам и вкусам.

Для постановки диагноза «аутизм» требуется консультация нескольких специалистов: психолога, невролога, терапевта или педиатра.

Расстройство аутизма не является болезнью и не имеет специфического лечения. Для людей с таким расстройством важно научиться приспосабливаться к жизни в обществе и управлять своими эмоциями. В этом им помогают поведенческая, образовательная и семейная терапия.

Исторический контекст

Термин «аутизм» был введен швейцарским психиатром Эйгеном Блейлером в 1911 году для описания одного из симптомов шизофрении. Он определил аутичное мышление как детское стремление уйти от неприятной реальности и заменить ее фантазиями и галлюцинациями.

Современное понятие «аутизма» начало формироваться в 40-х годах прошлого века благодаря работам психиатров Лео Каннера и Ганса Аспергера. Они описали поведение своих пациентов, которые были увлечены определенными объектами и имели настойчивое стремление к постоянству, а также испытывали трудности во взаимодействии с другими людьми.

В пятидесятых годах прошлого века психолог Бруно Беттельгейм выдвинул теорию «холодных матерей» как объяснение развития аутизма.

Отстраненность

Суть теории заключается в том, что аутизм возникает из-за отстраненности матери

Беттельгейм считал, что дети становятся аутичными из-за недостатка внимания и заботы со стороны родителей или других опекунов. По его мнению, разумным решением является перевод ребенка из семьи, которая «травмирует».

Восьмидесятые годы принесли новое понимание аутизма как не просто расстройства, а целого спектра состояний с уникальными признаками, в результате чего теорию «холодных матерей» перестали воспринимать всерьез.

Код МКБ

В Международной классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем, десятого пересмотра (МКБ-10) нет диагноза «РАС», однако есть «Общие расстройства психологического развития» (код F84). В эту категорию входит 8 подкатегорий.

Подкатегории общих расстройств психологического развития (по МКБ-10):

  • F84.0 – детский аутизм;
  • F84.1 – атипичный аутизм;
  • F84.2 – синдром Ретта;
  • F84.3 – другое дезинтегративное расстройство детского возраста;
  • F84.4 – гиперактивное расстройство, сочетающееся с умственной отсталостью и стереотипными движениями;
  • F84.5 – синдром Аспергера;
  • F84.8 – другие общие расстройства развития;
  • F84.9 – общее расстройство развития неуточненное.

В свежей версии МКБ (МКБ-11), к которой постепенно переходят в всем мире, расстройство аутистического спектра определяется кодом 06 («Расстройства психические, поведенческие и нейроразвития») и имеет один подтип (6A02 «Расстройство аутистического спектра»).

Распространенность

По подсчетам ВОЗ, аутизм диагностируют у 1 из 100 детей, а по подсчетам Центра по контролю и профилактике заболеваний США (CDC) на 2022 год — у 1 из 44 детей до 8 лет.

Состояние существует всегда, но за последние десятилетия количество людей с диагнозом «РАС» увеличилось. Считается, что это произошло из-за улучшения диагностики.

Для России нет точных цифр, но, по мнению экспертов, в любом классе или группе детского сада встречается ребенок с одной из легких форм аутизма.

Возникает отмечаем в мальчиков диагностируются расстройства аутистического спектра примерно в 4 раза чаще, чем в девочек. Однако врачи и ученые утверждают, что эти данные могут недостаточно точно отражать действительное положение вещей. На самом деле соотношение может быть почти одинаковым. Это объясняется культурными представлениями о том, что девочки должны быть тихими и скромными. Поэтому окружающие могут ошибочно принимать признаки аутизма за их естественную женскую застенчивость.

Причины возникновения РАС

У большинства случаев расстройств аутистического спектра не выявляется определенной причины. Считается, что к возникновению аутизма могут приводить некоторые генетические нарушения, воздействие токсических веществ, воздействие факторов окружающей среды и множество других факторов.

В прошлом широко распространено мнение о том, что аутизм может быть вызван прививками. Все началось с известного исследования тройной вакцины от кори, краснухи и паротита (MMR). Хотя его результаты были опровергнуты, оно привлекло достаточно внимания, чтобы создать путаницу до сих пор.

Прививка

Отсутствуют научные данные, подтверждающие связь прививок с возникновением аутизма

Возможные причины аутизма:

  • использование противосудорожных препаратов (например, вальпроевой кислоты) во время беременности;
  • синдром Мартина – Белл (генетическое нарушение на X-хромосоме, которое вызывает умственную отсталость и поведенческие расстройства);
  • заражение краснухой во время беременности;
  • туберозный склероз – унаследованное заболевание, которое проявляется изменениями на коже, эпилептическими приступами, умственной отсталостью и высоким риском развития рака;
  • синдром Прадера-Вилли, редкое генетическое заболевание, связанное с хромосомными нарушениями. Эта болезнь характеризуется ожирением, умственной отсталостью, аномалиями в развитии кистей и стоп, а также аномалиями половых органов.
Часто мутации, которые позднее могут привести к аутизму, возникают случайно в процессе развития плода и не передаются от родителей.

Потенциальные причины аутизма

Точные причины развития аутизма не являются известными, однако исследователи утверждают, что существуют некоторые факторы, увеличивающие риск его возникновения.

Потенциальные причины аутизма:

  • Семейный анамнез, обременённый аутизмом, может увеличить риск появления детей с этим расстройством на 18% в семьях, где уже есть один ребёнок с РАС.
  • Среди осложнений во время беременности могут быть выявлены артериальная гипертензия, сахарный диабет, угроза прерывания беременности, тазовое предлежание, преждевременные роды, преэклампсия, а также маточное кровотечение до и после родов.
  • Повторные роды более 4 раз увеличивают риск развития аутизма у ребёнка.
  • С возрастом матери старше 35 лет и отцу старше 50 лет риск увеличивается.

Классификация расстройств аутистического спектра

РАС могут быть разделены на 4 группы с учётом тяжести симптомов и основного психопатологического синдрома по классификации Никольской.

Первая группа. Самые серьезные нарушения: отсутствие потребности взаимодействовать с окружающими, неспособность обслуживать себя самостоятельно. Основной патопсихологический синдром — отчужденность.

Вторая группа. Выраженное стремление к стабильности. Любые изменения могут вызвать взрыв агрессии. В знакомой обстановке ребенок открыт, повторяет фразы других, но не в состоянии понять их. Основной психопатологический синдром — отрицание реальности.

Третья группа. Ребенок заинтересован в общении, стремится к успеху, но не готов рисковать, идти на уступки. Обычно увлечен узкой специализированной областью, поэтому может считаться молодым интеллектуалом и даже гением. Основной психопатологический синдром — замещение различных сфер жизни конкретной узконаправленной деятельностью.

Группа IV. Легкие отклонения. Ребенок способен к общению и анализу, но быстро утомляется, ему сложно сосредоточить внимание, выполнить инструкции. Обычно выглядит робким и рассеянным. Основной психопатологический синдром — уязвимость.

Развитие аутизма

В норме развитие ребенка происходит постепенно: более сложные функции постепенно вытесняют простые. Так, сначала малыш ползет, а затем ходит, или сначала кричит, а затем произносит слоги. При аутизме развитие происходит несинхронно, и простые функции как бы накладываются на сложные. Например, ребенок может как кричать, так и произносить простые слова.

Стадии развития аутизма пока недостаточно изучены, и различные формы аутистического спектра имеют свои особенности.

При проведении компьютерной томографии у детей с расстройством аутистического спектра чаще всего не выявляются патологические изменения в головном мозге. Иногда можно обнаружить изменения мозжечка, ствола мозга, лобной части коры головного мозга, а также расширение боковых желудочков. Однако нарушения в большинстве случаев имеют функциональный характер. Так, у людей с аутизмом нарушен обмен нейромедиатором дофамином, который необходим для передачи нервных импульсов и осуществления высшей психической деятельности.

Признаки аутизма у детей

Чаще всего первые симптомы аутизма проявляются у детей до трех лет. В этот период родители могут заметить, что у ребенка сложно общаться с другими людьми, он плохо контролирует свои эмоции, а также могут появиться стереотипные движения вроде раскачиваний (стимминга).

Детский аутизм обычно диагностируется спустя 1–1,5 года. Основная сложность заключается в том, что симптомы могут проявляться по-разному. Чем быстрее развивается ребенок, тем менее заметными могут быть эти признаки. Даже в странах с хорошо развитой системой медицинской диагностики аутизм может быть выявлен лишь к 4–6 годам.

Родители должны обращать внимание на так называемые «красные флаги».

«Красные флаги» аутизма у детей разного возраста

6 месяцев:

  • ребенок редко улыбается и практически не показывает эмоции,
  • не идет на зрительный контакт.

9 месяцев:

  • мало улыбается,
  • почти не издает звуков,
  • редко демонстрирует эмоции.

1 год:

  • практически не издает звуков,
  • не реагирует на свое имя,
  • не использует мимику,
  • не тянется к объектам и не указывает на них.

В течение 1,5 года — не говорит.

К 2 годам:

  • не способен собирать простые фразы самостоятельно;
  • стремится упорядочить предметы (например, выстраивая игрушки в ряд);
  • может долго махать руками, кружиться на месте или не переставая одним и тем же голосом задавать один и тот же вопрос.

Симптомы аутизма могут проявляться по-разному, поэтому специалисты говорят: «Если вы знаете хотя бы одного человека с аутизмом — это еще не означает, что вы что-то понимаете в аутизме».

Порядок

Дети, страдающие аутизмом, часто имеют стремление упорядочивать вещи или выстраивать их по цвету, размеру, форме

Основные признаки аутизма:

  • отсутствие навыков общения;
  • ухудшение в речи;
  • избегание глазного контакта;
  • сложности в распознавании эмоций;
  • узкие интересы;
  • повторяющиеся движения;
  • чувствительность к свету, звуку, вкусу, текстуре или запахам.
Ни один из этих признаков сам по себе не указывает на аутизм. Аутизм диагностируется по комплексу симптомов.

Проявления аутизма уникальны для каждого человека и могут сильно отличаться. Некоторые могут быть очень общительными и интересующимися всем, в то время как другие предпочитают быть замкнутыми и страдают от серьезных когнитивных нарушений.

Как чувствует себя ребёнок с аутизмом

Люди с аутизмом уникальны в том, что они воспринимают, видят и ощущают реальность по-своему. Из-за генетических нарушений их мозг работает слишком интенсивно и не всегда может адекватно обрабатывать все внешние стимулы. Поэтому окружающий мир воспринимается ими как фрагментарный и искажённый.

Нарушения восприятия могут привести к тому, что малыш перепутает поднятый палец с ручкой, не отреагирует на своё имя, но испугается, если рядом проедет машина. Чаще всего сенсорная путаница возникает в отношении осязания. Ребёнок может не терпеть прикосновения мягкой ткани или тёплой воды, но ему нравится трогать колючий свитер или еловую ветку.

Мытье

Часто дети с аутизмом не переносят мытьё: вода словно обжигает, а полотенце впивается в кожу

Интеллект у ребёнка с аутизмом

О возможностях людей с РАС ходит много мифов. Некоторые утверждают, что аутичные люди гениальны, другие — что они отстают в развитии. Правда, как обычно, где-то посередине.

У половины людей с РАС имеются серьезные проблемы с познавательными функциями, остальные же справляются с учебой в школе или университете без особых трудностей.

Но бывают и исключения, как, например, писатель Льюис Кэрролл или экологическая активистка Грета Тунберг. Их интеллектуальные способности сравнимы с окружающими. Однако благодаря своим особенностям им удается достигать впечатляющих успехов.

Аутизм у детей и взрослых - что это, признаки и симптомы

Известные персоны, страдающие аутизмом: автор книги «Алиса в Стране Чудес» — Льюис Кэрролл

Аутизм у детей и взрослых - что это, признаки и симптомы

Известные персоны, страдающие аутизмом: экологичный активист Грета Тунберг

Аутизм у детей и взрослых - что это, признаки и симптомы

Известные персоны, страдающие аутизмом: известный телеведущий Опра Уинфри

Аутизм у детей и взрослых - что это, признаки и симптомы
Аутизм у детей и взрослых - что это, признаки и симптомы
Аутизм у детей и взрослых - что это, признаки и симптомы

Однако у людей с РАС интеллект может быть выше среднего или даже высоким. Благодаря способности полностью сосредотачиваться на конкретной области или теме их талант может проявиться особенно ярко. Среди таких примеров — австрийский композитор Вольфганг Амадей Моцарт, великий физик Альберт Эйнштейн. Также подозревают черты аутизма у Микеланджело, Леонардо да Винчи, Марии Кюри, Авраама Линкольна.

Признаки аутизма у взрослых

Взрослые люди с РАС, несмотря на распространенное заблуждение, могут быть активными членами общества, работать и заводить друзей. Однако у них есть свои особенности.

Симптомы аутизма у взрослых:

  • Их понимание эмоций других людей часто оставляет желать лучшего;
  • Они предпочитают проводить время в одиночестве;
  • Иногда они могут казаться грубыми или неинтересующимися окружающими;
  • Сложности возникают в описании своих эмоций и ощущений;
  • Юмор или сарказм им зачастую непонятны;
  • Они избегают ненужного зрительного контакта;
  • Не приветствуют посторонние касания и вмешательства в личное пространство;
  • За увлечениями, требующими концентрации (например, сбор пазлов, конструктор или рисование), они увлечены;
  • У них строгий режим дня, и они его точно придерживаются.

Осложнения, сопутствующие аутизму

Осложнения, сопутствующие аутизму

Из-за повышенной нервной и эмоциональной чувствительности люди с аутизмом часто сталкиваются с проблемами, такими как нарушения сна, ЖКТ-расстройства, неуправляемые вспышки агрессии и другие проблемы.

Часто встречающиеся осложнения аутизма:

  • задержка умственного развития;
  • проблемы с произношением слов;
  • трудности с координацией движений — диспраксия;
  • агрессивное поведение (деструктивность);
  • состояние депрессии;
  • самоповреждение (вплоть до крови, удары головой об стену, выдергивание волос); 
  • расстройства питания (булимия, анорексия).

У аутизма может быть сопутствующая неврологическая и психиатрическая симптоматика, включая:

  • Психическое расстройство, при котором настроение человека меняется от депрессии к возбуждению и обратно;
  • Нервные спазмы;
  • Синдром Туретта — состояние, при котором возникают множественные двигательные и голосовые тики несколько раз в день. Это относится к экстрапирамидным нарушениям;
  • Кататония — синдром, характеризующийся нарушениями движений (например, странные позы, замирание на долгое время или, наоборот, возбуждение с импульсивностью и аутоагрессией).
Синдром Туретта

Люди с синдромом Туретта часто неосознанно произносят ненормативную лексику и потом испытывают сильные эмоции

Диагностика расстройств аутистического спектра

В настоящее время отсутствуют анализы и исследования, которые могли бы подтвердить или опровергнуть наличие аутизма у человека. Для постановки диагноза проводятся интервью с родителями или другими лицами, заботящимися о ребенке, а также осуществляется оценка поведения с помощью специальных тестов.

Лабораторная и инструментальная диагностика необходимы для выявления сопутствующих нарушений и осложнений РАС.

К специалисту стоит обратиться при подозрении на аутизм

Для диагностики РАС у детей необходимо обратиться к врачу-педиатру, психиатру или неврологу.

На приеме специалист проведет опрос и осмотр ребенка, выполнит тестирование и проанализирует его поведение.

Тесты и анкеты для выявления аутизма

При диагностике РАС большинство специалистов ориентируются на руководство DSM-5 Американской психиатрической ассоциации.

В МКБ-10 все компоненты РАС разделены на 2 группы, или так называемую пару аутизма:

  • А — дефицит в социальной коммуникации и социальном взаимодействии;
  • B — ограниченные, репетитивные поведенческие паттерны, интересы или деятельность.

При этом диагноз «РАС» устанавливается только в тех случаях, когда проявления «пары аутизма» влияют на качество жизни. Например, если человеку сложно общаться с другими людьми, трудно приспосабливаться к изменяющимся условиям или переключаться с одной задачи на другую. В случае отсутствия трудностей нет и расстройства тоже нет.

Диагноз «аутизм» — это не метка, а сигнал о том, что человеку необходима помощь, чтобы реализовать свой потенциал и жить в обществе вместе с другими.

Помимо DSM-5, существует инструмент под названием скрининг на аутизм у детей — M-CHAT (Modified Checklist for Autism in Toddlers). Это измененная версия опросника для обнаружения аутизма.

В M-CHAT содержится 20 вопросов, на которые должны ответить родители или другие взрослые, заботящиеся о ребенке. Обычно этот опросник используется для выявления РАС у детей в возрасте от 1,5 до 2,5 лет.

Также существует шкала оценки аутизма CARS — Childhood Autism Rating Scale. Она используется для детей от 2 до 4 лет. Этот инструмент помогает оценить тяжесть нарушений в различных областях развития и сделать вывод о наличии признаков РАС у ребенка.

Неврологи используют опросники ADOS и ADI-R (часто используются вместе). Они помогают установить окончательный диагноз.

Собеседование проводится на основе анкет, которые заполняют родители или опекуны во время визита к неврологу. Ребенок обычно находится рядом, чтобы врач мог оценить его поведение. Собеседование длится от 1 до 2 часов и включает более 90 вопросов о текущем и прошлом поведении ребенка. Баллы подсчитывает компьютерная программа: специальный алгоритм помогает определить, есть ли у ребенка аутизм.

Диагностика различных состояний

Поскольку четких критериев для аутизма нет, его часто сложно отличить от других состояний с схожими симптомами. Некоторые из них могут быть нормой или связаны с особенностями развития, в то время как другие могут быть признаком неврологических, психических или других заболеваний.

Состояния и заболевания, похожие на аутизм:

СДВГ — синдром недостатка внимания и избыточной активности — это нарушение, которое включает в себя затруднения с концентрацией, чрезмерную двигательную активность и импульсивное поведение.

Синдром сломанной Х-хромосомы — наследственное заболевание, которое вызывает умственную задержку и приводит к трудностям в обучении.

Потеря слуха: быть может, врожденная или приобретенная.

Расстройство навязчиво-компульсивного характера (ОКР) — это психическое расстройство, при котором у человека присутствуют навязчивые мысли (обсессии) и действия (компульсии).

Нарушение привязанности в раннем возрасте — это состояние, возникающее из-за отсутствия близких эмоциональных отношений с родителями. Отличается наличием страха, повышенной напряженности, проблемами во взаимодействии с ровесниками, агрессией и самоповреждением.

Селективная немота — это тревожное расстройство, при котором человек не способен говорить перед публикой.

Синдром Туретта — это экстрапирамидное расстройство, характеризующееся множеством двигательных («моторных») тиков и по крайней мере одним голосовым, проявляющихся несколько раз в течение дня.

Помимо вышеперечисленного, существует множество других состояний, которые следует исключить при постановке диагноза аутизма. Для подтверждения или опровержения диагноза врач может предложить провести исследование слуха и зрения, чтобы выявить другие возможные нарушения. Например, проблемы с реакцией на обращенную речь могут быть как следствием нарушения слуха, так и признаком аутизма.

Кроме того, специалист может порекомендовать провести электроэнцефалографию для изучения электрической активности мозга или магнитно-резонансную томографию, но только в случае подозрения на наличие дополнительного расстройства, например, эпилепсии.

Для получения помощи в диагностике РАС родителям следует обратиться за консультацией к психологу или педиатру через телемедицину. Такой подход поможет избежать стресса у ребенка, связанного с посещением больницы, а также уменьшить количество таких походов. Кроме того, онлайн-консультация позволяет получить второе мнение эксперта по результатам осмотров других специалистов.

Терапия для детей с аутизмом

Чем раньше у человека выявляют аутизм, тем больше вероятности увеличить качество его жизни. Специально разработанные программы раннего вмешательства помогают не только лучше овладеть навыками и общаться, но и избавиться от так называемых сопутствующих сложностей, связанных с недостатком коммуникации: недостаточно умение просить или отказываться может привести к дракам, крикам или толчкам.

Можно ли излечить аутизм?

Можно ли излечить аутизм?

Аутизм не является болезнью, поэтому полное излечение невозможно. Однако с помощью коррекционных методов, иногда неправильно называемых «лечением», можно значительно улучшить самочувствие человека с РАС и помочь ему социализироваться.

Уникальное

У людей с диагнозом РАС нет нарушений, но их мозг работает по-иному, не так, как у большинства

Избавиться от аутизма обещают разные «эксперты с индивидуальными методиками». Например, некоторые «специалисты» накладывают на голову детей сырое мясо, посыпают их мукой, помещают в закрытое темное пространство или применяют другие сомнительные приемы. Учитывая, что у людей с РАС часто есть повышенная чувствительность к чувственным раздражителям, такое «лечение» ведет к серьезным психологическим травмам.

Методы работы с РАС, которые доказали свою эффективность, не используют ни психологическое, ни физическое насилие.

Терапия аутизма у детей

Для поддержки ребёнка с аутизмом в адаптации к обществу необходимо преодолеть основные недостатки — развивать социальные навыки, гибкость, учиться контролировать эмоции и обеспечивать самообслуживание.

Особенностью образовательных программ для детей с аутизмом является обязательное участие семьи. Процесс адаптации необходим как для ребёнка, так и для его близких.

Исследования показывают, что программы поддержки, начатые в раннем возрасте, приводят к хорошим результатам. Например, в США 20-30 лет назад более 70% детей с аутизмом к началу школьного обучения имели речевые проблемы или не разговаривали вовсе. С появлением программ поддержки только 25% имеют сложности с общением.

Специалисты применяют различные методы для смягчения проявлений аутизма и помощи детям. В каждом случае разрабатывается индивидуальная программа терапии.

Инструменты индивидуальных программ терапии аутизма:

  • консультации по поведенческой терапии (АВА-терапия);
  • индивидуальная педагогическая поддержка;
  • семейное консультирование и поддержка;
  • применение лекарственных препаратов для улучшения психологического состояния, уменьшения активности или восстановления нормального сна;
  • уроки с логопедом и специалистом по дефектологии;
  • терапевтические занятия, физическая реабилитация, гидротерапия, лечебная физкультура и массаж;
  • терапия через игры;
  • терапия с использованием контакта с животными;
  • сенсорная терапия.

Метод поведенческой терапии (ABA, или applied behavior analysis)

Поведенческая терапия основана на специальных методах и техниках обучения. Она направлена на постепенное изменение поведения ребенка, помогая ему осознать следствия своих действий.

Основная задача ABA заключается в выявлении естественных мотиваций ребенка и использовании их в процессе обучения.

Процесс обучения состоит из нескольких отдельных компонентов. Например, все сложные навыки, такие как речь, творческая игра, умение смотреть в глаза и даже чистка зубов, разбиваются на более мелкие действия. Каждое действие обучается с ребенком по отдельности, а затем объединяется в цепь, формируя сложное навык.

Для развития слухового восприятия и внимания по методу ABA используют следующий подход:

  1. Педагог или родитель просит дотронуться до ушей.
  2. Далее, педагог или родитель помогают выбрать правильный ответ, показывая на свои уши.
  3. Затем, педагог или родитель просят ребенка продемонстрировать навык, прикоснувшись к своим ушам.
  4. Наконец, педагог или родитель используют подкрепляющий стимул, делая что-то приятное для ребенка: ласкают его, хвалят, обнимают и т.д.

В случае, если у ребенка что-то не получается или ему не нравится, педагог или родитель не ставят оценку.

Согласно стратегии ABA, педагоги и родители поощряют ребёнка за желаемое поведение, подчеркивают успехи и игнорируют нежелательное.

Терапия аутизма у взрослых

Взрослые с РАС обычно могут интегрироваться в общество, но им необходима поддерживающая терапия для управления сопутствующими состояниями, такими как тревожность, раздражительность, бессонница.

Препараты для поддержки людей с РАС:

  • нейролептики для сдерживания агрессии и особенно аутоагрессии;
  • антидепрессанты и седативные средства от депрессии, ОКР и повышенной тревожности;
  • лекарства от бессонницы.

Коррекция РАС во взрослом возрасте также возможна с помощью когнитивно-поведенческой терапии.

В ходе исследований стало очевидно, что методы альтернативной медицины, такие как иглоукалывание, массаж и дыхательные практики, не всегда оправдывают понесенные на них затраты. Вместе с тем, если придерживаться правил и рекомендаций, они не нанесут вреда здоровью. Однако диеты, считающиеся полезными для людей с аутизмом, например безглютеновая, безказеиновая или богатая омега-3 жирными кислотами, могут оказаться опасными для здоровья. Поэтому только врач может рекомендовать такое питание в случае реальной необходимости, например при непереносимости глютена, лактозы и т. д.

Как обеспечить помощь ребенку с аутизмом в семье

Аутизм не может быть предотвращен или излечен, такие дети просто появляются на свет. Чтобы помочь им справиться с приступами тревоги или гнева, важно избегать сенсорной перегрузки — слишком множество ярких цветов, запахов, вкусов, звуков или событий или хотя бы минимизировать ее.

Чтобы избежать сенсорной перегрузки, помогают так называемые якоря, к которым ребенок или взрослый может обратиться, чтобы успокоиться и взять под контроль свои эмоции. Якоря индивидуальны и обычно представляют собой то, что нравится человеку с аутизмом. Например, он может ложиться под специальное утяжеленное одеяло, «рисовать» фигуры на столе с песком, слушать белый шум, разминая антистресс-игрушку или смотреть на лава-лампу.

Аутизм у детей и взрослых - что это, признаки и симптомы

Для людей с расстройством аутического спектра якоря помогают избежать чувственной перегрузки: взвешенное одеяло, песочный стол, антистрессовые игрушки, лавовая лампа

Аутизм у детей и взрослых - что это, признаки и симптомы

Для людей с расстройством аутического спектра якоря помогают избежать чувственной перегрузки: взвешенное одеяло, песочный стол, антистрессовые игрушки, лавовая лампа

Аутизм у детей и взрослых - что это, признаки и симптомы

Для людей с расстройством аутического спектра якоря помогают избежать чувственной перегрузки: взвешенное одеяло, песочный стол, антистрессовые игрушки, лавовая лампа

Аутизм у детей и взрослых - что это, признаки и симптомы

Для людей с расстройством аутического спектра якоря помогают избежать чувственной перегрузки: взвешенное одеяло, песочный стол, антистрессовые игрушки, лавовая лампа

Аутизм у детей и взрослых - что это, признаки и симптомы
Аутизм у детей и взрослых - что это, признаки и симптомы
Аутизм у детей и взрослых - что это, признаки и симптомы
Аутизм у детей и взрослых - что это, признаки и симптомы

Прогноз и профилактика аутизма

Вероятность прогноза зависит от степени выраженности симптомов аутизма. Например, при позднем обнаружении и отсутствии коррекционной работы могут возникнуть серьезные нарушения в речи, мышлении и социальном поведении.

Однако, если диагноз аутизма установлен в возрасте от 2 до 4 лет и была оказана помощь в адаптации, то шансы на полноценную жизнь в обществе велики. Такие дети могут учиться в обычных школах, получить высшее образование, создать семью, работать.

Советы по уходу за ребенком с аутизмом

Если врач поставил диагноз «аутизм» вашему ребенку, важно не скрывать информацию о его состоянии здоровья. Знание своего диагноза поможет ему воспринимать себя позитивно и не считать себя неудачником или непригодным, когда не удается достичь поставленных целей или эмоции выходят из-под контроля.

Кроме того, это помогает адаптироваться и развивать необходимые для успешного общения качества. Например, учиться справляться с беспокойством, планировать свой день заранее, приспосабливаться к переменам, поддерживать диалог.

Если у вас есть ребенок с аутизмом, важно также соблюдать определенные правила, чтобы избежать травм, усиления беспокойства и других проблем.

Обеспечение безопасности ребенка с РАС

Исследования показывают, что дети с аутизмом гораздо чаще оказываются в опасных ситуациях из-за того, что не ощущают опасности и недостаточно понимают социальные ситуации.

Способы обеспечить безопасность ребенка:

  • Пришить к одежде ярлыки с контактным телефоном и домашним адресом;
  • Использовать GPS-устройства (часы, брелоки, броши), которые трекуют местоположение и передают эту информацию на мобильный телефон родителей;
  • Установить блокирующие замки на окнах;
  • Всегда запирать входную дверь на замок;
  • Объяснить ребенку, как он должен вести себя в опасных ситуациях (как и к кому обратиться за помощью, что делать, если потерялся);
  • Необходимо научить ребенка плавать, но не стоит полагаться, что это навык обеспечивает ему полную безопасность на воде.
Собака2

Специально обученные собаки помогают решить проблему с бегством детей с РАС

Возможности инклюзивного образования

Инклюзивное образование — это метод обучения, при котором каждому предоставляется возможность учиться в общеобразовательных учреждениях, несмотря на наличие физических, социальных, эмоциональных, умственных, языковых, интеллектуальных и прочих особенностей.

Много людей считает, что ребенок с аутизмом должен учиться в специализированных коррекционных учебных заведениях, а дома проводить некоторое время. Однако это не так. Многие дети с РАС обучаются в обычных школах по обычным программам. Это позволяет им почувствовать себя членом общества, а не исключенным.

Для некоторых детей с расстройством аутического спектра достаточно небольших изменений в программе (например, возможность писать вместо устной речи). Другие могут учиться с помощью специального ассистента или куратора, изучать определенные предметы в специальном классе, а на уроках физкультуры, музыки, изобразительного искусства — быть среди обычных сверстников.

Инклюзивное образование

Основное в инклюзивном образовании — возможность свободного общения во внеурочное время (на переменках, в столовой)

Инклюзивное образование — это отличная возможность адаптироваться не только людям с РАС, но и обществу в целом. Обычные дети развивают уровень толерантности, терпимости и эмпатии, становятся более ответственными и готовыми помогать тем, кто в этом нуждается.

Могут ли у аутичных родителей родиться дети без РАС

Специалисты полагают, что вероятность рождения детей с РАС у родителей с этим заболеванием повышена. Однако познания в области аутизма все еще недостаточны, чтобы делать окончательные выводы.

Согласно докладу НИИЗ (Национального института здравоохранения США), примерно 3–5% детей страдают от РАС, при этом их близкие родственники также могут иметь это расстройство.

Источники

Видео по теме:

Вопрос-ответ:

Что такое аутизм?

Аутизм — это расстройство развития, которое проявляется в нарушении социальной взаимосвязи, коммуникации и поведения. Он также может сопровождаться ограниченными интересами и стереотипным поведением.

Какие основные признаки аутизма?

Основными признаками аутизма являются нарушения в общении и взаимодействии с окружающим миром, повторяющееся поведение, ограниченный круг интересов, трудности в общении и во взаимодействии с другими людьми.

Можно ли вылечить аутизм?

На сегодняшний день аутизм считается неизлечимым, но с ранней диагностикой и комплексным подходом к терапии можно значительно улучшить качество жизни человека с расстройством аутистического спектра.

Каковы причины появления аутизма?

Пока точных причин появления аутизма не установлено. Однако считается, что генетические факторы, химические дисбалансы в мозге, окружающая среда и другие аспекты могут влиять на развитие расстройства.

Какими методами можно помочь людям с аутизмом?

Людям с аутизмом помогают комплексная терапия, включающая обучение навыкам общения, социализации, сенсорной интеграции, поведенческая терапия, медикаментозное лечение, психологическая поддержка и другие методы.

Оставить комментарий