Аутизм: расстройства аутистического спектра

Содержание:

  1. 1. Исторический контекст
  2. 2. Код МКБ
  3. 3. Распространенность
  4. 4. Причины возникновения РАС
  5. 5. Потенциальные причины аутизма
  6. 6. Классификация расстройств аутистического спектра
  7. 7. Развитие аутизма
  8. 8. Признаки аутизма у детей
  9. 9. «Красные флаги» аутизма у детей разного возраста
  10. 10. Как чувствует себя ребёнок с аутизмом
  11. 11. Интеллект у ребёнка с аутизмом
  12. 12. Признаки аутизма у взрослых
  13. 13. Осложнения, сопутствующие аутизму
  14. 14. Диагностика расстройств аутистического спектра
  15. 15. К специалисту стоит обратиться при подозрении на аутизм
  16. 16. Тесты и анкеты для выявления аутизма
  17. 17. Диагностика различных состояний
  18. 18. Терапия для детей с аутизмом
  19. 19. Можно ли излечить аутизм?
  20. 20. Терапия аутизма у детей
  21. 21. Терапия аутизма у взрослых
  22. 22. Как обеспечить помощь ребенку с аутизмом в семье
  23. 23. Прогноз и профилактика аутизма
  24. 24. Советы по уходу за ребенком с аутизмом
  25. 25. Обеспечение безопасности ребенка с РАС
  26. 26. Возможности инклюзивного образования
  27. 27. Могут ли у аутичных родителей родиться дети без РАС
  28. 28. Источники
  29. 29. Видео по теме:
  30. 30. Вопрос-ответ:
  31. 31. Что такое аутизм?
  32. 32. Какие основные признаки аутизма?
  33. 33. Можно ли вылечить аутизм?
  34. 34. Каковы причины появления аутизма?
  35. 35. Какими методами можно помочь людям с аутизмом?

Аутизм, или расстройство аутистического спектра (РАС), — это не болезнь, а сложный неврологический комплекс развития, который влияет на социализацию, общение и поведение человека.

Симптомы варьируют в зависимости от типа и степени тяжести РАС и обычно проявляются в раннем возрасте. Люди с аутизмом часто нуждаются в четком повседневном режиме, который повторяется ежедневно. Даже малейшие изменения могут вызвать тревогу или беспокойство.

Часто люди с РАС чувствительны к звукам, запахам и вкусам.

Для постановки диагноза «аутизм» требуется консультация нескольких специалистов: психолога, невролога, терапевта или педиатра.

Расстройство аутизма не является болезнью и не имеет специфического лечения. Для людей с таким расстройством важно научиться приспосабливаться к жизни в обществе и управлять своими эмоциями. В этом им помогают поведенческая, образовательная и семейная терапия.

Исторический контекст

Термин «аутизм» был введен швейцарским психиатром Эйгеном Блейлером в 1911 году для описания одного из симптомов шизофрении. Он определил аутичное мышление как детское стремление уйти от неприятной реальности и заменить ее фантазиями и галлюцинациями.

Современное понятие «аутизма» начало формироваться в 40-х годах прошлого века благодаря работам психиатров Лео Каннера и Ганса Аспергера. Они описали поведение своих пациентов, которые были увлечены определенными объектами и имели настойчивое стремление к постоянству, а также испытывали трудности во взаимодействии с другими людьми.

В пятидесятых годах прошлого века психолог Бруно Беттельгейм выдвинул теорию «холодных матерей» как объяснение развития аутизма.

Отстраненность

Суть теории заключается в том, что аутизм возникает из-за отстраненности матери

Беттельгейм считал, что дети становятся аутичными из-за недостатка внимания и заботы со стороны родителей или других опекунов. По его мнению, разумным решением является перевод ребенка из семьи, которая «травмирует».

Восьмидесятые годы принесли новое понимание аутизма как не просто расстройства, а целого спектра состояний с уникальными признаками, в результате чего теорию «холодных матерей» перестали воспринимать всерьез.

Код МКБ

В Международной классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем, десятого пересмотра (МКБ-10) нет диагноза «РАС», однако есть «Общие расстройства психологического развития» (код F84). В эту категорию входит 8 подкатегорий.

Подкатегории общих расстройств психологического развития (по МКБ-10):

  • F84.0 – детский аутизм;
  • F84.1 – атипичный аутизм;
  • F84.2 – синдром Ретта;
  • F84.3 – другое дезинтегративное расстройство детского возраста;
  • F84.4 – гиперактивное расстройство, сочетающееся с умственной отсталостью и стереотипными движениями;
  • F84.5 – синдром Аспергера;
  • F84.8 – другие общие расстройства развития;
  • F84.9 – общее расстройство развития неуточненное.

В свежей версии МКБ (МКБ-11), к которой постепенно переходят в всем мире, расстройство аутистического спектра определяется кодом 06 («Расстройства психические, поведенческие и нейроразвития») и имеет один подтип (6A02 «Расстройство аутистического спектра»).

Распространенность

По подсчетам ВОЗ, аутизм диагностируют у 1 из 100 детей, а по подсчетам Центра по контролю и профилактике заболеваний США (CDC) на 2022 год — у 1 из 44 детей до 8 лет.

Состояние существует всегда, но за последние десятилетия количество людей с диагнозом «РАС» увеличилось. Считается, что это произошло из-за улучшения диагностики.

Для России нет точных цифр, но, по мнению экспертов, в любом классе или группе детского сада встречается ребенок с одной из легких форм аутизма.

Возникает отмечаем в мальчиков диагностируются расстройства аутистического спектра примерно в 4 раза чаще, чем в девочек. Однако врачи и ученые утверждают, что эти данные могут недостаточно точно отражать действительное положение вещей. На самом деле соотношение может быть почти одинаковым. Это объясняется культурными представлениями о том, что девочки должны быть тихими и скромными. Поэтому окружающие могут ошибочно принимать признаки аутизма за их естественную женскую застенчивость.

Причины возникновения РАС

У большинства случаев расстройств аутистического спектра не выявляется определенной причины. Считается, что к возникновению аутизма могут приводить некоторые генетические нарушения, воздействие токсических веществ, воздействие факторов окружающей среды и множество других факторов.

В прошлом широко распространено мнение о том, что аутизм может быть вызван прививками. Все началось с известного исследования тройной вакцины от кори, краснухи и паротита (MMR). Хотя его результаты были опровергнуты, оно привлекло достаточно внимания, чтобы создать путаницу до сих пор.

Прививка

Отсутствуют научные данные, подтверждающие связь прививок с возникновением аутизма

Возможные причины аутизма:

  • использование противосудорожных препаратов (например, вальпроевой кислоты) во время беременности;
  • синдром Мартина – Белл (генетическое нарушение на X-хромосоме, которое вызывает умственную отсталость и поведенческие расстройства);
  • заражение краснухой во время беременности;
  • туберозный склероз – унаследованное заболевание, которое проявляется изменениями на коже, эпилептическими приступами, умственной отсталостью и высоким риском развития рака;
  • синдром Прадера-Вилли, редкое генетическое заболевание, связанное с хромосомными нарушениями. Эта болезнь характеризуется ожирением, умственной отсталостью, аномалиями в развитии кистей и стоп, а также аномалиями половых органов.
Часто мутации, которые позднее могут привести к аутизму, возникают случайно в процессе развития плода и не передаются от родителей.

Потенциальные причины аутизма

Точные причины развития аутизма не являются известными, однако исследователи утверждают, что существуют некоторые факторы, увеличивающие риск его возникновения.

Потенциальные причины аутизма:

  • Семейный анамнез, обременённый аутизмом, может увеличить риск появления детей с этим расстройством на 18% в семьях, где уже есть один ребёнок с РАС.
  • Среди осложнений во время беременности могут быть выявлены артериальная гипертензия, сахарный диабет, угроза прерывания беременности, тазовое предлежание, преждевременные роды, преэклампсия, а также маточное кровотечение до и после родов.
  • Повторные роды более 4 раз увеличивают риск развития аутизма у ребёнка.
  • С возрастом матери старше 35 лет и отцу старше 50 лет риск увеличивается.

Классификация расстройств аутистического спектра

РАС могут быть разделены на 4 группы с учётом тяжести симптомов и основного психопатологического синдрома по классификации Никольской.

Первая группа. Самые серьезные нарушения: отсутствие потребности взаимодействовать с окружающими, неспособность обслуживать себя самостоятельно. Основной патопсихологический синдром — отчужденность.

Вторая группа. Выраженное стремление к стабильности. Любые изменения могут вызвать взрыв агрессии. В знакомой обстановке ребенок открыт, повторяет фразы других, но не в состоянии понять их. Основной психопатологический синдром — отрицание реальности.

Третья группа. Ребенок заинтересован в общении, стремится к успеху, но не готов рисковать, идти на уступки. Обычно увлечен узкой специализированной областью, поэтому может считаться молодым интеллектуалом и даже гением. Основной психопатологический синдром — замещение различных сфер жизни конкретной узконаправленной деятельностью.

Группа IV. Легкие отклонения. Ребенок способен к общению и анализу, но быстро утомляется, ему сложно сосредоточить внимание, выполнить инструкции. Обычно выглядит робким и рассеянным. Основной психопатологический синдром — уязвимость.

Развитие аутизма

В норме развитие ребенка происходит постепенно: более сложные функции постепенно вытесняют простые. Так, сначала малыш ползет, а затем ходит, или сначала кричит, а затем произносит слоги. При аутизме развитие происходит несинхронно, и простые функции как бы накладываются на сложные. Например, ребенок может как кричать, так и произносить простые слова.

Стадии развития аутизма пока недостаточно изучены, и различные формы аутистического спектра имеют свои особенности.

При проведении компьютерной томографии у детей с расстройством аутистического спектра чаще всего не выявляются патологические изменения в головном мозге. Иногда можно обнаружить изменения мозжечка, ствола мозга, лобной части коры головного мозга, а также расширение боковых желудочков. Однако нарушения в большинстве случаев имеют функциональный характер. Так, у людей с аутизмом нарушен обмен нейромедиатором дофамином, который необходим для передачи нервных импульсов и осуществления высшей психической деятельности.

Признаки аутизма у детей

Чаще всего первые симптомы аутизма проявляются у детей до трех лет. В этот период родители могут заметить, что у ребенка сложно общаться с другими людьми, он плохо контролирует свои эмоции, а также могут появиться стереотипные движения вроде раскачиваний (стимминга).

Детский аутизм обычно диагностируется спустя 1–1,5 года. Основная сложность заключается в том, что симптомы могут проявляться по-разному. Чем быстрее развивается ребенок, тем менее заметными могут быть эти признаки. Даже в странах с хорошо развитой системой медицинской диагностики аутизм может быть выявлен лишь к 4–6 годам.

Родители должны обращать внимание на так называемые «красные флаги».

«Красные флаги» аутизма у детей разного возраста

6 месяцев:

  • ребенок редко улыбается и практически не показывает эмоции,
  • не идет на зрительный контакт.

9 месяцев:

  • мало улыбается,
  • почти не издает звуков,
  • редко демонстрирует эмоции.

1 год:

  • практически не издает звуков,
  • не реагирует на свое имя,
  • не использует мимику,
  • не тянется к объектам и не указывает на них.

В течение 1,5 года — не говорит.

К 2 годам:

  • не способен собирать простые фразы самостоятельно;
  • стремится упорядочить предметы (например, выстраивая игрушки в ряд);
  • может долго махать руками, кружиться на месте или не переставая одним и тем же голосом задавать один и тот же вопрос.

Симптомы аутизма могут проявляться по-разному, поэтому специалисты говорят: «Если вы знаете хотя бы одного человека с аутизмом — это еще не означает, что вы что-то понимаете в аутизме».

Порядок

Дети, страдающие аутизмом, часто имеют стремление упорядочивать вещи или выстраивать их по цвету, размеру, форме

Основные признаки аутизма:

  • отсутствие навыков общения;
  • ухудшение в речи;
  • избегание глазного контакта;
  • сложности в распознавании эмоций;
  • узкие интересы;
  • повторяющиеся движения;
  • чувствительность к свету, звуку, вкусу, текстуре или запахам.
Ни один из этих признаков сам по себе не указывает на аутизм. Аутизм диагностируется по комплексу симптомов.

Проявления аутизма уникальны для каждого человека и могут сильно отличаться. Некоторые могут быть очень общительными и интересующимися всем, в то время как другие предпочитают быть замкнутыми и страдают от серьезных когнитивных нарушений.

Как чувствует себя ребёнок с аутизмом

Люди с аутизмом уникальны в том, что они воспринимают, видят и ощущают реальность по-своему. Из-за генетических нарушений их мозг работает слишком интенсивно и не всегда может адекватно обрабатывать все внешние стимулы. Поэтому окружающий мир воспринимается ими как фрагментарный и искажённый.

Нарушения восприятия могут привести к тому, что малыш перепутает поднятый палец с ручкой, не отреагирует на своё имя, но испугается, если рядом проедет машина. Чаще всего сенсорная путаница возникает в отношении осязания. Ребёнок может не терпеть прикосновения мягкой ткани или тёплой воды, но ему нравится трогать колючий свитер или еловую ветку.

Мытье

Часто дети с аутизмом не переносят мытьё: вода словно обжигает, а полотенце впивается в кожу

Интеллект у ребёнка с аутизмом

О возможностях людей с РАС ходит много мифов. Некоторые утверждают, что аутичные люди гениальны, другие — что они отстают в развитии. Правда, как обычно, где-то посередине.

У половины людей с РАС имеются серьезные проблемы с познавательными функциями, остальные же справляются с учебой в школе или университете без особых трудностей.

Но бывают и исключения, как, например, писатель Льюис Кэрролл или экологическая активистка Грета Тунберг. Их интеллектуальные способности сравнимы с окружающими. Однако благодаря своим особенностям им удается достигать впечатляющих успехов.

Аутизм у детей и взрослых - что это, признаки и симптомы

Известные персоны, страдающие аутизмом: автор книги «Алиса в Стране Чудес» — Льюис Кэрролл

Аутизм у детей и взрослых - что это, признаки и симптомы

Известные персоны, страдающие аутизмом: экологичный активист Грета Тунберг

Аутизм у детей и взрослых - что это, признаки и симптомы

Известные персоны, страдающие аутизмом: известный телеведущий Опра Уинфри

Аутизм у детей и взрослых - что это, признаки и симптомы
Аутизм у детей и взрослых - что это, признаки и симптомы
Аутизм у детей и взрослых - что это, признаки и симптомы

Однако у людей с РАС интеллект может быть выше среднего или даже высоким. Благодаря способности полностью сосредотачиваться на конкретной области или теме их талант может проявиться особенно ярко. Среди таких примеров — австрийский композитор Вольфганг Амадей Моцарт, великий физик Альберт Эйнштейн. Также подозревают черты аутизма у Микеланджело, Леонардо да Винчи, Марии Кюри, Авраама Линкольна.

Признаки аутизма у взрослых

Взрослые люди с РАС, несмотря на распространенное заблуждение, могут быть активными членами общества, работать и заводить друзей. Однако у них есть свои особенности.

Симптомы аутизма у взрослых:

  • Их понимание эмоций других людей часто оставляет желать лучшего;
  • Они предпочитают проводить время в одиночестве;
  • Иногда они могут казаться грубыми или неинтересующимися окружающими;
  • Сложности возникают в описании своих эмоций и ощущений;
  • Юмор или сарказм им зачастую непонятны;
  • Они избегают ненужного зрительного контакта;
  • Не приветствуют посторонние касания и вмешательства в личное пространство;
  • За увлечениями, требующими концентрации (например, сбор пазлов, конструктор или рисование), они увлечены;
  • У них строгий режим дня, и они его точно придерживаются.

Осложнения, сопутствующие аутизму

Осложнения, сопутствующие аутизму

Из-за повышенной нервной и эмоциональной чувствительности люди с аутизмом часто сталкиваются с проблемами, такими как нарушения сна, ЖКТ-расстройства, неуправляемые вспышки агрессии и другие проблемы.

Часто встречающиеся осложнения аутизма:

  • задержка умственного развития;
  • проблемы с произношением слов;
  • трудности с координацией движений — диспраксия;
  • агрессивное поведение (деструктивность);
  • состояние депрессии;
  • самоповреждение (вплоть до крови, удары головой об стену, выдергивание волос); 
  • расстройства питания (булимия, анорексия).

У аутизма может быть сопутствующая неврологическая и психиатрическая симптоматика, включая:

  • Психическое расстройство, при котором настроение человека меняется от депрессии к возбуждению и обратно;
  • Нервные спазмы;
  • Синдром Туретта — состояние, при котором возникают множественные двигательные и голосовые тики несколько раз в день. Это относится к экстрапирамидным нарушениям;
  • Кататония — синдром, характеризующийся нарушениями движений (например, странные позы, замирание на долгое время или, наоборот, возбуждение с импульсивностью и аутоагрессией).
Синдром Туретта

Люди с синдромом Туретта часто неосознанно произносят ненормативную лексику и потом испытывают сильные эмоции

Диагностика расстройств аутистического спектра

В настоящее время отсутствуют анализы и исследования, которые могли бы подтвердить или опровергнуть наличие аутизма у человека. Для постановки диагноза проводятся интервью с родителями или другими лицами, заботящимися о ребенке, а также осуществляется оценка поведения с помощью специальных тестов.

Лабораторная и инструментальная диагностика необходимы для выявления сопутствующих нарушений и осложнений РАС.

К специалисту стоит обратиться при подозрении на аутизм

Для диагностики РАС у детей необходимо обратиться к врачу-педиатру, психиатру или неврологу.

На приеме специалист проведет опрос и осмотр ребенка, выполнит тестирование и проанализирует его поведение.

Тесты и анкеты для выявления аутизма

При диагностике РАС большинство специалистов ориентируются на руководство DSM-5 Американской психиатрической ассоциации.

В МКБ-10 все компоненты РАС разделены на 2 группы, или так называемую пару аутизма:

  • А — дефицит в социальной коммуникации и социальном взаимодействии;
  • B — ограниченные, репетитивные поведенческие паттерны, интересы или деятельность.

При этом диагноз «РАС» устанавливается только в тех случаях, когда проявления «пары аутизма» влияют на качество жизни. Например, если человеку сложно общаться с другими людьми, трудно приспосабливаться к изменяющимся условиям или переключаться с одной задачи на другую. В случае отсутствия трудностей нет и расстройства тоже нет.

Диагноз «аутизм» — это не метка, а сигнал о том, что человеку необходима помощь, чтобы реализовать свой потенциал и жить в обществе вместе с другими.

Помимо DSM-5, существует инструмент под названием скрининг на аутизм у детей — M-CHAT (Modified Checklist for Autism in Toddlers). Это измененная версия опросника для обнаружения аутизма.

В M-CHAT содержится 20 вопросов, на которые должны ответить родители или другие взрослые, заботящиеся о ребенке. Обычно этот опросник используется для выявления РАС у детей в возрасте от 1,5 до 2,5 лет.

Также существует шкала оценки аутизма CARS — Childhood Autism Rating Scale. Она используется для детей от 2 до 4 лет. Этот инструмент помогает оценить тяжесть нарушений в различных областях развития и сделать вывод о наличии признаков РАС у ребенка.

Неврологи используют опросники ADOS и ADI-R (часто используются вместе). Они помогают установить окончательный диагноз.

Собеседование проводится на основе анкет, которые заполняют родители или опекуны во время визита к неврологу. Ребенок обычно находится рядом, чтобы врач мог оценить его поведение. Собеседование длится от 1 до 2 часов и включает более 90 вопросов о текущем и прошлом поведении ребенка. Баллы подсчитывает компьютерная программа: специальный алгоритм помогает определить, есть ли у ребенка аутизм.

Диагностика различных состояний

Поскольку четких критериев для аутизма нет, его часто сложно отличить от других состояний с схожими симптомами. Некоторые из них могут быть нормой или связаны с особенностями развития, в то время как другие могут быть признаком неврологических, психических или других заболеваний.

Состояния и заболевания, похожие на аутизм:

СДВГ — синдром недостатка внимания и избыточной активности — это нарушение, которое включает в себя затруднения с концентрацией, чрезмерную двигательную активность и импульсивное поведение.

Синдром сломанной Х-хромосомы — наследственное заболевание, которое вызывает умственную задержку и приводит к трудностям в обучении.

Потеря слуха: быть может, врожденная или приобретенная.

Расстройство навязчиво-компульсивного характера (ОКР) — это психическое расстройство, при котором у человека присутствуют навязчивые мысли (обсессии) и действия (компульсии).

Нарушение привязанности в раннем возрасте — это состояние, возникающее из-за отсутствия близких эмоциональных отношений с родителями. Отличается наличием страха, повышенной напряженности, проблемами во взаимодействии с ровесниками, агрессией и самоповреждением.

Селективная немота — это тревожное расстройство, при котором человек не способен говорить перед публикой.

Синдром Туретта — это экстрапирамидное расстройство, характеризующееся множеством двигательных («моторных») тиков и по крайней мере одним голосовым, проявляющихся несколько раз в течение дня.

Помимо вышеперечисленного, существует множество других состояний, которые следует исключить при постановке диагноза аутизма. Для подтверждения или опровержения диагноза врач может предложить провести исследование слуха и зрения, чтобы выявить другие возможные нарушения. Например, проблемы с реакцией на обращенную речь могут быть как следствием нарушения слуха, так и признаком аутизма.

Кроме того, специалист может порекомендовать провести электроэнцефалографию для изучения электрической активности мозга или магнитно-резонансную томографию, но только в случае подозрения на наличие дополнительного расстройства, например, эпилепсии.

Для получения помощи в диагностике РАС родителям следует обратиться за консультацией к психологу или педиатру через телемедицину. Такой подход поможет избежать стресса у ребенка, связанного с посещением больницы, а также уменьшить количество таких походов. Кроме того, онлайн-консультация позволяет получить второе мнение эксперта по результатам осмотров других специалистов.

Терапия для детей с аутизмом

Чем раньше у человека выявляют аутизм, тем больше вероятности увеличить качество его жизни. Специально разработанные программы раннего вмешательства помогают не только лучше овладеть навыками и общаться, но и избавиться от так называемых сопутствующих сложностей, связанных с недостатком коммуникации: недостаточно умение просить или отказываться может привести к дракам, крикам или толчкам.

Можно ли излечить аутизм?

Можно ли излечить аутизм?

Аутизм не является болезнью, поэтому полное излечение невозможно. Однако с помощью коррекционных методов, иногда неправильно называемых «лечением», можно значительно улучшить самочувствие человека с РАС и помочь ему социализироваться.

Уникальное

У людей с диагнозом РАС нет нарушений, но их мозг работает по-иному, не так, как у большинства

Избавиться от аутизма обещают разные «эксперты с индивидуальными методиками». Например, некоторые «специалисты» накладывают на голову детей сырое мясо, посыпают их мукой, помещают в закрытое темное пространство или применяют другие сомнительные приемы. Учитывая, что у людей с РАС часто есть повышенная чувствительность к чувственным раздражителям, такое «лечение» ведет к серьезным психологическим травмам.

Методы работы с РАС, которые доказали свою эффективность, не используют ни психологическое, ни физическое насилие.

Терапия аутизма у детей

Для поддержки ребёнка с аутизмом в адаптации к обществу необходимо преодолеть основные недостатки — развивать социальные навыки, гибкость, учиться контролировать эмоции и обеспечивать самообслуживание.

Особенностью образовательных программ для детей с аутизмом является обязательное участие семьи. Процесс адаптации необходим как для ребёнка, так и для его близких.

Исследования показывают, что программы поддержки, начатые в раннем возрасте, приводят к хорошим результатам. Например, в США 20-30 лет назад более 70% детей с аутизмом к началу школьного обучения имели речевые проблемы или не разговаривали вовсе. С появлением программ поддержки только 25% имеют сложности с общением.

Специалисты применяют различные методы для смягчения проявлений аутизма и помощи детям. В каждом случае разрабатывается индивидуальная программа терапии.

Инструменты индивидуальных программ терапии аутизма:

  • консультации по поведенческой терапии (АВА-терапия);
  • индивидуальная педагогическая поддержка;
  • семейное консультирование и поддержка;
  • применение лекарственных препаратов для улучшения психологического состояния, уменьшения активности или восстановления нормального сна;
  • уроки с логопедом и специалистом по дефектологии;
  • терапевтические занятия, физическая реабилитация, гидротерапия, лечебная физкультура и массаж;
  • терапия через игры;
  • терапия с использованием контакта с животными;
  • сенсорная терапия.

Метод поведенческой терапии (ABA, или applied behavior analysis)

Поведенческая терапия основана на специальных методах и техниках обучения. Она направлена на постепенное изменение поведения ребенка, помогая ему осознать следствия своих действий.

Основная задача ABA заключается в выявлении естественных мотиваций ребенка и использовании их в процессе обучения.

Процесс обучения состоит из нескольких отдельных компонентов. Например, все сложные навыки, такие как речь, творческая игра, умение смотреть в глаза и даже чистка зубов, разбиваются на более мелкие действия. Каждое действие обучается с ребенком по отдельности, а затем объединяется в цепь, формируя сложное навык.

Для развития слухового восприятия и внимания по методу ABA используют следующий подход:

  1. Педагог или родитель просит дотронуться до ушей.
  2. Далее, педагог или родитель помогают выбрать правильный ответ, показывая на свои уши.
  3. Затем, педагог или родитель просят ребенка продемонстрировать навык, прикоснувшись к своим ушам.
  4. Наконец, педагог или родитель используют подкрепляющий стимул, делая что-то приятное для ребенка: ласкают его, хвалят, обнимают и т.д.

В случае, если у ребенка что-то не получается или ему не нравится, педагог или родитель не ставят оценку.

Согласно стратегии ABA, педагоги и родители поощряют ребёнка за желаемое поведение, подчеркивают успехи и игнорируют нежелательное.

Терапия аутизма у взрослых

Взрослые с РАС обычно могут интегрироваться в общество, но им необходима поддерживающая терапия для управления сопутствующими состояниями, такими как тревожность, раздражительность, бессонница.

Препараты для поддержки людей с РАС:

  • нейролептики для сдерживания агрессии и особенно аутоагрессии;
  • антидепрессанты и седативные средства от депрессии, ОКР и повышенной тревожности;
  • лекарства от бессонницы.

Коррекция РАС во взрослом возрасте также возможна с помощью когнитивно-поведенческой терапии.

В ходе исследований стало очевидно, что методы альтернативной медицины, такие как иглоукалывание, массаж и дыхательные практики, не всегда оправдывают понесенные на них затраты. Вместе с тем, если придерживаться правил и рекомендаций, они не нанесут вреда здоровью. Однако диеты, считающиеся полезными для людей с аутизмом, например безглютеновая, безказеиновая или богатая омега-3 жирными кислотами, могут оказаться опасными для здоровья. Поэтому только врач может рекомендовать такое питание в случае реальной необходимости, например при непереносимости глютена, лактозы и т. д.

Как обеспечить помощь ребенку с аутизмом в семье

Аутизм не может быть предотвращен или излечен, такие дети просто появляются на свет. Чтобы помочь им справиться с приступами тревоги или гнева, важно избегать сенсорной перегрузки — слишком множество ярких цветов, запахов, вкусов, звуков или событий или хотя бы минимизировать ее.

Чтобы избежать сенсорной перегрузки, помогают так называемые якоря, к которым ребенок или взрослый может обратиться, чтобы успокоиться и взять под контроль свои эмоции. Якоря индивидуальны и обычно представляют собой то, что нравится человеку с аутизмом. Например, он может ложиться под специальное утяжеленное одеяло, «рисовать» фигуры на столе с песком, слушать белый шум, разминая антистресс-игрушку или смотреть на лава-лампу.

Аутизм у детей и взрослых - что это, признаки и симптомы

Для людей с расстройством аутического спектра якоря помогают избежать чувственной перегрузки: взвешенное одеяло, песочный стол, антистрессовые игрушки, лавовая лампа

Аутизм у детей и взрослых - что это, признаки и симптомы

Для людей с расстройством аутического спектра якоря помогают избежать чувственной перегрузки: взвешенное одеяло, песочный стол, антистрессовые игрушки, лавовая лампа

Аутизм у детей и взрослых - что это, признаки и симптомы

Для людей с расстройством аутического спектра якоря помогают избежать чувственной перегрузки: взвешенное одеяло, песочный стол, антистрессовые игрушки, лавовая лампа

Аутизм у детей и взрослых - что это, признаки и симптомы

Для людей с расстройством аутического спектра якоря помогают избежать чувственной перегрузки: взвешенное одеяло, песочный стол, антистрессовые игрушки, лавовая лампа

Аутизм у детей и взрослых - что это, признаки и симптомы
Аутизм у детей и взрослых - что это, признаки и симптомы
Аутизм у детей и взрослых - что это, признаки и симптомы
Аутизм у детей и взрослых - что это, признаки и симптомы

Прогноз и профилактика аутизма

Вероятность прогноза зависит от степени выраженности симптомов аутизма. Например, при позднем обнаружении и отсутствии коррекционной работы могут возникнуть серьезные нарушения в речи, мышлении и социальном поведении.

Однако, если диагноз аутизма установлен в возрасте от 2 до 4 лет и была оказана помощь в адаптации, то шансы на полноценную жизнь в обществе велики. Такие дети могут учиться в обычных школах, получить высшее образование, создать семью, работать.

Советы по уходу за ребенком с аутизмом

Если врач поставил диагноз «аутизм» вашему ребенку, важно не скрывать информацию о его состоянии здоровья. Знание своего диагноза поможет ему воспринимать себя позитивно и не считать себя неудачником или непригодным, когда не удается достичь поставленных целей или эмоции выходят из-под контроля.

Кроме того, это помогает адаптироваться и развивать необходимые для успешного общения качества. Например, учиться справляться с беспокойством, планировать свой день заранее, приспосабливаться к переменам, поддерживать диалог.

Если у вас есть ребенок с аутизмом, важно также соблюдать определенные правила, чтобы избежать травм, усиления беспокойства и других проблем.

Обеспечение безопасности ребенка с РАС

Исследования показывают, что дети с аутизмом гораздо чаще оказываются в опасных ситуациях из-за того, что не ощущают опасности и недостаточно понимают социальные ситуации.

Способы обеспечить безопасность ребенка:

  • Пришить к одежде ярлыки с контактным телефоном и домашним адресом;
  • Использовать GPS-устройства (часы, брелоки, броши), которые трекуют местоположение и передают эту информацию на мобильный телефон родителей;
  • Установить блокирующие замки на окнах;
  • Всегда запирать входную дверь на замок;
  • Объяснить ребенку, как он должен вести себя в опасных ситуациях (как и к кому обратиться за помощью, что делать, если потерялся);
  • Необходимо научить ребенка плавать, но не стоит полагаться, что это навык обеспечивает ему полную безопасность на воде.
Собака2

Специально обученные собаки помогают решить проблему с бегством детей с РАС

Возможности инклюзивного образования

Инклюзивное образование — это метод обучения, при котором каждому предоставляется возможность учиться в общеобразовательных учреждениях, несмотря на наличие физических, социальных, эмоциональных, умственных, языковых, интеллектуальных и прочих особенностей.

Много людей считает, что ребенок с аутизмом должен учиться в специализированных коррекционных учебных заведениях, а дома проводить некоторое время. Однако это не так. Многие дети с РАС обучаются в обычных школах по обычным программам. Это позволяет им почувствовать себя членом общества, а не исключенным.

Для некоторых детей с расстройством аутического спектра достаточно небольших изменений в программе (например, возможность писать вместо устной речи). Другие могут учиться с помощью специального ассистента или куратора, изучать определенные предметы в специальном классе, а на уроках физкультуры, музыки, изобразительного искусства — быть среди обычных сверстников.

Инклюзивное образование

Основное в инклюзивном образовании — возможность свободного общения во внеурочное время (на переменках, в столовой)

Инклюзивное образование — это отличная возможность адаптироваться не только людям с РАС, но и обществу в целом. Обычные дети развивают уровень толерантности, терпимости и эмпатии, становятся более ответственными и готовыми помогать тем, кто в этом нуждается.

Могут ли у аутичных родителей родиться дети без РАС

Специалисты полагают, что вероятность рождения детей с РАС у родителей с этим заболеванием повышена. Однако познания в области аутизма все еще недостаточны, чтобы делать окончательные выводы.

Согласно докладу НИИЗ (Национального института здравоохранения США), примерно 3–5% детей страдают от РАС, при этом их близкие родственники также могут иметь это расстройство.

Источники

Видео по теме:

Вопрос-ответ:

Что такое аутизм?

Аутизм — это расстройство развития, которое проявляется в нарушении социальной взаимосвязи, коммуникации и поведения. Он также может сопровождаться ограниченными интересами и стереотипным поведением.

Какие основные признаки аутизма?

Основными признаками аутизма являются нарушения в общении и взаимодействии с окружающим миром, повторяющееся поведение, ограниченный круг интересов, трудности в общении и во взаимодействии с другими людьми.

Можно ли вылечить аутизм?

На сегодняшний день аутизм считается неизлечимым, но с ранней диагностикой и комплексным подходом к терапии можно значительно улучшить качество жизни человека с расстройством аутистического спектра.

Каковы причины появления аутизма?

Пока точных причин появления аутизма не установлено. Однако считается, что генетические факторы, химические дисбалансы в мозге, окружающая среда и другие аспекты могут влиять на развитие расстройства.

Какими методами можно помочь людям с аутизмом?

Людям с аутизмом помогают комплексная терапия, включающая обучение навыкам общения, социализации, сенсорной интеграции, поведенческая терапия, медикаментозное лечение, психологическая поддержка и другие методы.