Аутизм, или расстройство аутистического спектра (РАС), — это не болезнь, а сложный неврологический комплекс развития, который влияет на социализацию, общение и поведение человека.
Симптомы варьируют в зависимости от типа и степени тяжести РАС и обычно проявляются в раннем возрасте. Люди с аутизмом часто нуждаются в четком повседневном режиме, который повторяется ежедневно. Даже малейшие изменения могут вызвать тревогу или беспокойство.
Часто люди с РАС чувствительны к звукам, запахам и вкусам.
Для постановки диагноза «аутизм» требуется консультация нескольких специалистов: психолога, невролога, терапевта или педиатра.
Расстройство аутизма не является болезнью и не имеет специфического лечения. Для людей с таким расстройством важно научиться приспосабливаться к жизни в обществе и управлять своими эмоциями. В этом им помогают поведенческая, образовательная и семейная терапия.
Исторический контекст
Термин «аутизм» был введен швейцарским психиатром Эйгеном Блейлером в 1911 году для описания одного из симптомов шизофрении. Он определил аутичное мышление как детское стремление уйти от неприятной реальности и заменить ее фантазиями и галлюцинациями.
Современное понятие «аутизма» начало формироваться в 40-х годах прошлого века благодаря работам психиатров Лео Каннера и Ганса Аспергера. Они описали поведение своих пациентов, которые были увлечены определенными объектами и имели настойчивое стремление к постоянству, а также испытывали трудности во взаимодействии с другими людьми.
В пятидесятых годах прошлого века психолог Бруно Беттельгейм выдвинул теорию «холодных матерей» как объяснение развития аутизма.
Суть теории заключается в том, что аутизм возникает из-за отстраненности матери
Беттельгейм считал, что дети становятся аутичными из-за недостатка внимания и заботы со стороны родителей или других опекунов. По его мнению, разумным решением является перевод ребенка из семьи, которая «травмирует».
Восьмидесятые годы принесли новое понимание аутизма как не просто расстройства, а целого спектра состояний с уникальными признаками, в результате чего теорию «холодных матерей» перестали воспринимать всерьез.
Код МКБ
В Международной классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем, десятого пересмотра (МКБ-10) нет диагноза «РАС», однако есть «Общие расстройства психологического развития» (код F84). В эту категорию входит 8 подкатегорий.
Подкатегории общих расстройств психологического развития (по МКБ-10):
- F84.0 – детский аутизм;
- F84.1 – атипичный аутизм;
- F84.2 – синдром Ретта;
- F84.3 – другое дезинтегративное расстройство детского возраста;
- F84.4 – гиперактивное расстройство, сочетающееся с умственной отсталостью и стереотипными движениями;
- F84.5 – синдром Аспергера;
- F84.8 – другие общие расстройства развития;
- F84.9 – общее расстройство развития неуточненное.
В свежей версии МКБ (МКБ-11), к которой постепенно переходят в всем мире, расстройство аутистического спектра определяется кодом 06 («Расстройства психические, поведенческие и нейроразвития») и имеет один подтип (6A02 «Расстройство аутистического спектра»).
Распространенность
По подсчетам ВОЗ, аутизм диагностируют у 1 из 100 детей, а по подсчетам Центра по контролю и профилактике заболеваний США (CDC) на 2022 год — у 1 из 44 детей до 8 лет.
Состояние существует всегда, но за последние десятилетия количество людей с диагнозом «РАС» увеличилось. Считается, что это произошло из-за улучшения диагностики.
Для России нет точных цифр, но, по мнению экспертов, в любом классе или группе детского сада встречается ребенок с одной из легких форм аутизма.
Возникает отмечаем в мальчиков диагностируются расстройства аутистического спектра примерно в 4 раза чаще, чем в девочек. Однако врачи и ученые утверждают, что эти данные могут недостаточно точно отражать действительное положение вещей. На самом деле соотношение может быть почти одинаковым. Это объясняется культурными представлениями о том, что девочки должны быть тихими и скромными. Поэтому окружающие могут ошибочно принимать признаки аутизма за их естественную женскую застенчивость.
Причины возникновения РАС
У большинства случаев расстройств аутистического спектра не выявляется определенной причины. Считается, что к возникновению аутизма могут приводить некоторые генетические нарушения, воздействие токсических веществ, воздействие факторов окружающей среды и множество других факторов.
В прошлом широко распространено мнение о том, что аутизм может быть вызван прививками. Все началось с известного исследования тройной вакцины от кори, краснухи и паротита (MMR). Хотя его результаты были опровергнуты, оно привлекло достаточно внимания, чтобы создать путаницу до сих пор.
Отсутствуют научные данные, подтверждающие связь прививок с возникновением аутизма
Возможные причины аутизма:
- использование противосудорожных препаратов (например, вальпроевой кислоты) во время беременности;
- синдром Мартина – Белл (генетическое нарушение на X-хромосоме, которое вызывает умственную отсталость и поведенческие расстройства);
- заражение краснухой во время беременности;
- туберозный склероз – унаследованное заболевание, которое проявляется изменениями на коже, эпилептическими приступами, умственной отсталостью и высоким риском развития рака;
- синдром Прадера-Вилли, редкое генетическое заболевание, связанное с хромосомными нарушениями. Эта болезнь характеризуется ожирением, умственной отсталостью, аномалиями в развитии кистей и стоп, а также аномалиями половых органов.
Часто мутации, которые позднее могут привести к аутизму, возникают случайно в процессе развития плода и не передаются от родителей.
Потенциальные причины аутизма
Точные причины развития аутизма не являются известными, однако исследователи утверждают, что существуют некоторые факторы, увеличивающие риск его возникновения.
Потенциальные причины аутизма:
- Семейный анамнез, обременённый аутизмом, может увеличить риск появления детей с этим расстройством на 18% в семьях, где уже есть один ребёнок с РАС.
- Среди осложнений во время беременности могут быть выявлены артериальная гипертензия, сахарный диабет, угроза прерывания беременности, тазовое предлежание, преждевременные роды, преэклампсия, а также маточное кровотечение до и после родов.
- Повторные роды более 4 раз увеличивают риск развития аутизма у ребёнка.
- С возрастом матери старше 35 лет и отцу старше 50 лет риск увеличивается.
Классификация расстройств аутистического спектра
РАС могут быть разделены на 4 группы с учётом тяжести симптомов и основного психопатологического синдрома по классификации Никольской.
Первая группа. Самые серьезные нарушения: отсутствие потребности взаимодействовать с окружающими, неспособность обслуживать себя самостоятельно. Основной патопсихологический синдром — отчужденность.
Вторая группа. Выраженное стремление к стабильности. Любые изменения могут вызвать взрыв агрессии. В знакомой обстановке ребенок открыт, повторяет фразы других, но не в состоянии понять их. Основной психопатологический синдром — отрицание реальности.
Третья группа. Ребенок заинтересован в общении, стремится к успеху, но не готов рисковать, идти на уступки. Обычно увлечен узкой специализированной областью, поэтому может считаться молодым интеллектуалом и даже гением. Основной психопатологический синдром — замещение различных сфер жизни конкретной узконаправленной деятельностью.
Группа IV. Легкие отклонения. Ребенок способен к общению и анализу, но быстро утомляется, ему сложно сосредоточить внимание, выполнить инструкции. Обычно выглядит робким и рассеянным. Основной психопатологический синдром — уязвимость.
Развитие аутизма
В норме развитие ребенка происходит постепенно: более сложные функции постепенно вытесняют простые. Так, сначала малыш ползет, а затем ходит, или сначала кричит, а затем произносит слоги. При аутизме развитие происходит несинхронно, и простые функции как бы накладываются на сложные. Например, ребенок может как кричать, так и произносить простые слова.
Стадии развития аутизма пока недостаточно изучены, и различные формы аутистического спектра имеют свои особенности.
При проведении компьютерной томографии у детей с расстройством аутистического спектра чаще всего не выявляются патологические изменения в головном мозге. Иногда можно обнаружить изменения мозжечка, ствола мозга, лобной части коры головного мозга, а также расширение боковых желудочков. Однако нарушения в большинстве случаев имеют функциональный характер. Так, у людей с аутизмом нарушен обмен нейромедиатором дофамином, который необходим для передачи нервных импульсов и осуществления высшей психической деятельности.
Признаки аутизма у детей
Чаще всего первые симптомы аутизма проявляются у детей до трех лет. В этот период родители могут заметить, что у ребенка сложно общаться с другими людьми, он плохо контролирует свои эмоции, а также могут появиться стереотипные движения вроде раскачиваний (стимминга).
Детский аутизм обычно диагностируется спустя 1–1,5 года. Основная сложность заключается в том, что симптомы могут проявляться по-разному. Чем быстрее развивается ребенок, тем менее заметными могут быть эти признаки. Даже в странах с хорошо развитой системой медицинской диагностики аутизм может быть выявлен лишь к 4–6 годам.
Родители должны обращать внимание на так называемые «красные флаги».
«Красные флаги» аутизма у детей разного возраста
6 месяцев:
- ребенок редко улыбается и практически не показывает эмоции,
- не идет на зрительный контакт.
9 месяцев:
- мало улыбается,
- почти не издает звуков,
- редко демонстрирует эмоции.
1 год:
- практически не издает звуков,
- не реагирует на свое имя,
- не использует мимику,
- не тянется к объектам и не указывает на них.
В течение 1,5 года — не говорит.
К 2 годам:
- не способен собирать простые фразы самостоятельно;
- стремится упорядочить предметы (например, выстраивая игрушки в ряд);
- может долго махать руками, кружиться на месте или не переставая одним и тем же голосом задавать один и тот же вопрос.
Симптомы аутизма могут проявляться по-разному, поэтому специалисты говорят: «Если вы знаете хотя бы одного человека с аутизмом — это еще не означает, что вы что-то понимаете в аутизме».
Дети, страдающие аутизмом, часто имеют стремление упорядочивать вещи или выстраивать их по цвету, размеру, форме
Основные признаки аутизма:
- отсутствие навыков общения;
- ухудшение в речи;
- избегание глазного контакта;
- сложности в распознавании эмоций;
- узкие интересы;
- повторяющиеся движения;
- чувствительность к свету, звуку, вкусу, текстуре или запахам.
Ни один из этих признаков сам по себе не указывает на аутизм. Аутизм диагностируется по комплексу симптомов.
Проявления аутизма уникальны для каждого человека и могут сильно отличаться. Некоторые могут быть очень общительными и интересующимися всем, в то время как другие предпочитают быть замкнутыми и страдают от серьезных когнитивных нарушений.
Как чувствует себя ребёнок с аутизмом
Люди с аутизмом уникальны в том, что они воспринимают, видят и ощущают реальность по-своему. Из-за генетических нарушений их мозг работает слишком интенсивно и не всегда может адекватно обрабатывать все внешние стимулы. Поэтому окружающий мир воспринимается ими как фрагментарный и искажённый.
Нарушения восприятия могут привести к тому, что малыш перепутает поднятый палец с ручкой, не отреагирует на своё имя, но испугается, если рядом проедет машина. Чаще всего сенсорная путаница возникает в отношении осязания. Ребёнок может не терпеть прикосновения мягкой ткани или тёплой воды, но ему нравится трогать колючий свитер или еловую ветку.
Часто дети с аутизмом не переносят мытьё: вода словно обжигает, а полотенце впивается в кожу
Интеллект у ребёнка с аутизмом
О возможностях людей с РАС ходит много мифов. Некоторые утверждают, что аутичные люди гениальны, другие — что они отстают в развитии. Правда, как обычно, где-то посередине.
У половины людей с РАС имеются серьезные проблемы с познавательными функциями, остальные же справляются с учебой в школе или университете без особых трудностей.
Но бывают и исключения, как, например, писатель Льюис Кэрролл или экологическая активистка Грета Тунберг. Их интеллектуальные способности сравнимы с окружающими. Однако благодаря своим особенностям им удается достигать впечатляющих успехов.
Известные персоны, страдающие аутизмом: автор книги «Алиса в Стране Чудес» — Льюис Кэрролл
Известные персоны, страдающие аутизмом: экологичный активист Грета Тунберг
Известные персоны, страдающие аутизмом: известный телеведущий Опра Уинфри
Однако у людей с РАС интеллект может быть выше среднего или даже высоким. Благодаря способности полностью сосредотачиваться на конкретной области или теме их талант может проявиться особенно ярко. Среди таких примеров — австрийский композитор Вольфганг Амадей Моцарт, великий физик Альберт Эйнштейн. Также подозревают черты аутизма у Микеланджело, Леонардо да Винчи, Марии Кюри, Авраама Линкольна.
Признаки аутизма у взрослых
Взрослые люди с РАС, несмотря на распространенное заблуждение, могут быть активными членами общества, работать и заводить друзей. Однако у них есть свои особенности.
Симптомы аутизма у взрослых:
- Их понимание эмоций других людей часто оставляет желать лучшего;
- Они предпочитают проводить время в одиночестве;
- Иногда они могут казаться грубыми или неинтересующимися окружающими;
- Сложности возникают в описании своих эмоций и ощущений;
- Юмор или сарказм им зачастую непонятны;
- Они избегают ненужного зрительного контакта;
- Не приветствуют посторонние касания и вмешательства в личное пространство;
- За увлечениями, требующими концентрации (например, сбор пазлов, конструктор или рисование), они увлечены;
- У них строгий режим дня, и они его точно придерживаются.
Осложнения, сопутствующие аутизму
Из-за повышенной нервной и эмоциональной чувствительности люди с аутизмом часто сталкиваются с проблемами, такими как нарушения сна, ЖКТ-расстройства, неуправляемые вспышки агрессии и другие проблемы.
Часто встречающиеся осложнения аутизма:
- задержка умственного развития;
- проблемы с произношением слов;
- трудности с координацией движений — диспраксия;
- агрессивное поведение (деструктивность);
- состояние депрессии;
- самоповреждение (вплоть до крови, удары головой об стену, выдергивание волос);
- расстройства питания (булимия, анорексия).
У аутизма может быть сопутствующая неврологическая и психиатрическая симптоматика, включая:
- Психическое расстройство, при котором настроение человека меняется от депрессии к возбуждению и обратно;
- Нервные спазмы;
- Синдром Туретта — состояние, при котором возникают множественные двигательные и голосовые тики несколько раз в день. Это относится к экстрапирамидным нарушениям;
- Кататония — синдром, характеризующийся нарушениями движений (например, странные позы, замирание на долгое время или, наоборот, возбуждение с импульсивностью и аутоагрессией).
Люди с синдромом Туретта часто неосознанно произносят ненормативную лексику и потом испытывают сильные эмоции
Диагностика расстройств аутистического спектра
В настоящее время отсутствуют анализы и исследования, которые могли бы подтвердить или опровергнуть наличие аутизма у человека. Для постановки диагноза проводятся интервью с родителями или другими лицами, заботящимися о ребенке, а также осуществляется оценка поведения с помощью специальных тестов.
Лабораторная и инструментальная диагностика необходимы для выявления сопутствующих нарушений и осложнений РАС.
К специалисту стоит обратиться при подозрении на аутизм
Для диагностики РАС у детей необходимо обратиться к врачу-педиатру, психиатру или неврологу.
На приеме специалист проведет опрос и осмотр ребенка, выполнит тестирование и проанализирует его поведение.
Тесты и анкеты для выявления аутизма
При диагностике РАС большинство специалистов ориентируются на руководство DSM-5 Американской психиатрической ассоциации.
В МКБ-10 все компоненты РАС разделены на 2 группы, или так называемую пару аутизма:
- А — дефицит в социальной коммуникации и социальном взаимодействии;
- B — ограниченные, репетитивные поведенческие паттерны, интересы или деятельность.
При этом диагноз «РАС» устанавливается только в тех случаях, когда проявления «пары аутизма» влияют на качество жизни. Например, если человеку сложно общаться с другими людьми, трудно приспосабливаться к изменяющимся условиям или переключаться с одной задачи на другую. В случае отсутствия трудностей нет и расстройства тоже нет.
Диагноз «аутизм» — это не метка, а сигнал о том, что человеку необходима помощь, чтобы реализовать свой потенциал и жить в обществе вместе с другими.
Помимо DSM-5, существует инструмент под названием скрининг на аутизм у детей — M-CHAT (Modified Checklist for Autism in Toddlers). Это измененная версия опросника для обнаружения аутизма.
В M-CHAT содержится 20 вопросов, на которые должны ответить родители или другие взрослые, заботящиеся о ребенке. Обычно этот опросник используется для выявления РАС у детей в возрасте от 1,5 до 2,5 лет.
Также существует шкала оценки аутизма CARS — Childhood Autism Rating Scale. Она используется для детей от 2 до 4 лет. Этот инструмент помогает оценить тяжесть нарушений в различных областях развития и сделать вывод о наличии признаков РАС у ребенка.
Неврологи используют опросники ADOS и ADI-R (часто используются вместе). Они помогают установить окончательный диагноз.
Собеседование проводится на основе анкет, которые заполняют родители или опекуны во время визита к неврологу. Ребенок обычно находится рядом, чтобы врач мог оценить его поведение. Собеседование длится от 1 до 2 часов и включает более 90 вопросов о текущем и прошлом поведении ребенка. Баллы подсчитывает компьютерная программа: специальный алгоритм помогает определить, есть ли у ребенка аутизм.
Диагностика различных состояний
Поскольку четких критериев для аутизма нет, его часто сложно отличить от других состояний с схожими симптомами. Некоторые из них могут быть нормой или связаны с особенностями развития, в то время как другие могут быть признаком неврологических, психических или других заболеваний.
Состояния и заболевания, похожие на аутизм:
СДВГ — синдром недостатка внимания и избыточной активности — это нарушение, которое включает в себя затруднения с концентрацией, чрезмерную двигательную активность и импульсивное поведение.
Синдром сломанной Х-хромосомы — наследственное заболевание, которое вызывает умственную задержку и приводит к трудностям в обучении.
Потеря слуха: быть может, врожденная или приобретенная.
Расстройство навязчиво-компульсивного характера (ОКР) — это психическое расстройство, при котором у человека присутствуют навязчивые мысли (обсессии) и действия (компульсии).
Нарушение привязанности в раннем возрасте — это состояние, возникающее из-за отсутствия близких эмоциональных отношений с родителями. Отличается наличием страха, повышенной напряженности, проблемами во взаимодействии с ровесниками, агрессией и самоповреждением.
Селективная немота — это тревожное расстройство, при котором человек не способен говорить перед публикой.
Синдром Туретта — это экстрапирамидное расстройство, характеризующееся множеством двигательных («моторных») тиков и по крайней мере одним голосовым, проявляющихся несколько раз в течение дня.
Помимо вышеперечисленного, существует множество других состояний, которые следует исключить при постановке диагноза аутизма. Для подтверждения или опровержения диагноза врач может предложить провести исследование слуха и зрения, чтобы выявить другие возможные нарушения. Например, проблемы с реакцией на обращенную речь могут быть как следствием нарушения слуха, так и признаком аутизма.
Кроме того, специалист может порекомендовать провести электроэнцефалографию для изучения электрической активности мозга или магнитно-резонансную томографию, но только в случае подозрения на наличие дополнительного расстройства, например, эпилепсии.
Для получения помощи в диагностике РАС родителям следует обратиться за консультацией к психологу или педиатру через телемедицину. Такой подход поможет избежать стресса у ребенка, связанного с посещением больницы, а также уменьшить количество таких походов. Кроме того, онлайн-консультация позволяет получить второе мнение эксперта по результатам осмотров других специалистов.
Терапия для детей с аутизмом
Чем раньше у человека выявляют аутизм, тем больше вероятности увеличить качество его жизни. Специально разработанные программы раннего вмешательства помогают не только лучше овладеть навыками и общаться, но и избавиться от так называемых сопутствующих сложностей, связанных с недостатком коммуникации: недостаточно умение просить или отказываться может привести к дракам, крикам или толчкам.
Можно ли излечить аутизм?
Аутизм не является болезнью, поэтому полное излечение невозможно. Однако с помощью коррекционных методов, иногда неправильно называемых «лечением», можно значительно улучшить самочувствие человека с РАС и помочь ему социализироваться.
У людей с диагнозом РАС нет нарушений, но их мозг работает по-иному, не так, как у большинства
Избавиться от аутизма обещают разные «эксперты с индивидуальными методиками». Например, некоторые «специалисты» накладывают на голову детей сырое мясо, посыпают их мукой, помещают в закрытое темное пространство или применяют другие сомнительные приемы. Учитывая, что у людей с РАС часто есть повышенная чувствительность к чувственным раздражителям, такое «лечение» ведет к серьезным психологическим травмам.
Методы работы с РАС, которые доказали свою эффективность, не используют ни психологическое, ни физическое насилие.
Терапия аутизма у детей
Для поддержки ребёнка с аутизмом в адаптации к обществу необходимо преодолеть основные недостатки — развивать социальные навыки, гибкость, учиться контролировать эмоции и обеспечивать самообслуживание.
Особенностью образовательных программ для детей с аутизмом является обязательное участие семьи. Процесс адаптации необходим как для ребёнка, так и для его близких.
Исследования показывают, что программы поддержки, начатые в раннем возрасте, приводят к хорошим результатам. Например, в США 20-30 лет назад более 70% детей с аутизмом к началу школьного обучения имели речевые проблемы или не разговаривали вовсе. С появлением программ поддержки только 25% имеют сложности с общением.
Специалисты применяют различные методы для смягчения проявлений аутизма и помощи детям. В каждом случае разрабатывается индивидуальная программа терапии.
Инструменты индивидуальных программ терапии аутизма:
- консультации по поведенческой терапии (АВА-терапия);
- индивидуальная педагогическая поддержка;
- семейное консультирование и поддержка;
- применение лекарственных препаратов для улучшения психологического состояния, уменьшения активности или восстановления нормального сна;
- уроки с логопедом и специалистом по дефектологии;
- терапевтические занятия, физическая реабилитация, гидротерапия, лечебная физкультура и массаж;
- терапия через игры;
- терапия с использованием контакта с животными;
- сенсорная терапия.
Метод поведенческой терапии (ABA, или applied behavior analysis)
Поведенческая терапия основана на специальных методах и техниках обучения. Она направлена на постепенное изменение поведения ребенка, помогая ему осознать следствия своих действий.
Основная задача ABA заключается в выявлении естественных мотиваций ребенка и использовании их в процессе обучения.
Процесс обучения состоит из нескольких отдельных компонентов. Например, все сложные навыки, такие как речь, творческая игра, умение смотреть в глаза и даже чистка зубов, разбиваются на более мелкие действия. Каждое действие обучается с ребенком по отдельности, а затем объединяется в цепь, формируя сложное навык.
Для развития слухового восприятия и внимания по методу ABA используют следующий подход:
- Педагог или родитель просит дотронуться до ушей.
- Далее, педагог или родитель помогают выбрать правильный ответ, показывая на свои уши.
- Затем, педагог или родитель просят ребенка продемонстрировать навык, прикоснувшись к своим ушам.
- Наконец, педагог или родитель используют подкрепляющий стимул, делая что-то приятное для ребенка: ласкают его, хвалят, обнимают и т.д.
В случае, если у ребенка что-то не получается или ему не нравится, педагог или родитель не ставят оценку.
Согласно стратегии ABA, педагоги и родители поощряют ребёнка за желаемое поведение, подчеркивают успехи и игнорируют нежелательное.
Терапия аутизма у взрослых
Взрослые с РАС обычно могут интегрироваться в общество, но им необходима поддерживающая терапия для управления сопутствующими состояниями, такими как тревожность, раздражительность, бессонница.
Препараты для поддержки людей с РАС:
- нейролептики для сдерживания агрессии и особенно аутоагрессии;
- антидепрессанты и седативные средства от депрессии, ОКР и повышенной тревожности;
- лекарства от бессонницы.
Коррекция РАС во взрослом возрасте также возможна с помощью когнитивно-поведенческой терапии.
В ходе исследований стало очевидно, что методы альтернативной медицины, такие как иглоукалывание, массаж и дыхательные практики, не всегда оправдывают понесенные на них затраты. Вместе с тем, если придерживаться правил и рекомендаций, они не нанесут вреда здоровью. Однако диеты, считающиеся полезными для людей с аутизмом, например безглютеновая, безказеиновая или богатая омега-3 жирными кислотами, могут оказаться опасными для здоровья. Поэтому только врач может рекомендовать такое питание в случае реальной необходимости, например при непереносимости глютена, лактозы и т. д.
Как обеспечить помощь ребенку с аутизмом в семье
Аутизм не может быть предотвращен или излечен, такие дети просто появляются на свет. Чтобы помочь им справиться с приступами тревоги или гнева, важно избегать сенсорной перегрузки — слишком множество ярких цветов, запахов, вкусов, звуков или событий или хотя бы минимизировать ее.
Чтобы избежать сенсорной перегрузки, помогают так называемые якоря, к которым ребенок или взрослый может обратиться, чтобы успокоиться и взять под контроль свои эмоции. Якоря индивидуальны и обычно представляют собой то, что нравится человеку с аутизмом. Например, он может ложиться под специальное утяжеленное одеяло, «рисовать» фигуры на столе с песком, слушать белый шум, разминая антистресс-игрушку или смотреть на лава-лампу.
Для людей с расстройством аутического спектра якоря помогают избежать чувственной перегрузки: взвешенное одеяло, песочный стол, антистрессовые игрушки, лавовая лампа
Для людей с расстройством аутического спектра якоря помогают избежать чувственной перегрузки: взвешенное одеяло, песочный стол, антистрессовые игрушки, лавовая лампа
Для людей с расстройством аутического спектра якоря помогают избежать чувственной перегрузки: взвешенное одеяло, песочный стол, антистрессовые игрушки, лавовая лампа
Для людей с расстройством аутического спектра якоря помогают избежать чувственной перегрузки: взвешенное одеяло, песочный стол, антистрессовые игрушки, лавовая лампа
Прогноз и профилактика аутизма
Вероятность прогноза зависит от степени выраженности симптомов аутизма. Например, при позднем обнаружении и отсутствии коррекционной работы могут возникнуть серьезные нарушения в речи, мышлении и социальном поведении.
Однако, если диагноз аутизма установлен в возрасте от 2 до 4 лет и была оказана помощь в адаптации, то шансы на полноценную жизнь в обществе велики. Такие дети могут учиться в обычных школах, получить высшее образование, создать семью, работать.
Советы по уходу за ребенком с аутизмом
Если врач поставил диагноз «аутизм» вашему ребенку, важно не скрывать информацию о его состоянии здоровья. Знание своего диагноза поможет ему воспринимать себя позитивно и не считать себя неудачником или непригодным, когда не удается достичь поставленных целей или эмоции выходят из-под контроля.
Кроме того, это помогает адаптироваться и развивать необходимые для успешного общения качества. Например, учиться справляться с беспокойством, планировать свой день заранее, приспосабливаться к переменам, поддерживать диалог.
Если у вас есть ребенок с аутизмом, важно также соблюдать определенные правила, чтобы избежать травм, усиления беспокойства и других проблем.
Обеспечение безопасности ребенка с РАС
Исследования показывают, что дети с аутизмом гораздо чаще оказываются в опасных ситуациях из-за того, что не ощущают опасности и недостаточно понимают социальные ситуации.
Способы обеспечить безопасность ребенка:
- Пришить к одежде ярлыки с контактным телефоном и домашним адресом;
- Использовать GPS-устройства (часы, брелоки, броши), которые трекуют местоположение и передают эту информацию на мобильный телефон родителей;
- Установить блокирующие замки на окнах;
- Всегда запирать входную дверь на замок;
- Объяснить ребенку, как он должен вести себя в опасных ситуациях (как и к кому обратиться за помощью, что делать, если потерялся);
- Необходимо научить ребенка плавать, но не стоит полагаться, что это навык обеспечивает ему полную безопасность на воде.
Специально обученные собаки помогают решить проблему с бегством детей с РАС
Возможности инклюзивного образования
Инклюзивное образование — это метод обучения, при котором каждому предоставляется возможность учиться в общеобразовательных учреждениях, несмотря на наличие физических, социальных, эмоциональных, умственных, языковых, интеллектуальных и прочих особенностей.
Много людей считает, что ребенок с аутизмом должен учиться в специализированных коррекционных учебных заведениях, а дома проводить некоторое время. Однако это не так. Многие дети с РАС обучаются в обычных школах по обычным программам. Это позволяет им почувствовать себя членом общества, а не исключенным.
Для некоторых детей с расстройством аутического спектра достаточно небольших изменений в программе (например, возможность писать вместо устной речи). Другие могут учиться с помощью специального ассистента или куратора, изучать определенные предметы в специальном классе, а на уроках физкультуры, музыки, изобразительного искусства — быть среди обычных сверстников.
Основное в инклюзивном образовании — возможность свободного общения во внеурочное время (на переменках, в столовой)
Инклюзивное образование — это отличная возможность адаптироваться не только людям с РАС, но и обществу в целом. Обычные дети развивают уровень толерантности, терпимости и эмпатии, становятся более ответственными и готовыми помогать тем, кто в этом нуждается.
Могут ли у аутичных родителей родиться дети без РАС
Специалисты полагают, что вероятность рождения детей с РАС у родителей с этим заболеванием повышена. Однако познания в области аутизма все еще недостаточны, чтобы делать окончательные выводы.
Согласно докладу НИИЗ (Национального института здравоохранения США), примерно 3–5% детей страдают от РАС, при этом их близкие родственники также могут иметь это расстройство.
Источники
Видео по теме:
Вопрос-ответ:
Что такое аутизм?
Аутизм — это расстройство развития, которое проявляется в нарушении социальной взаимосвязи, коммуникации и поведения. Он также может сопровождаться ограниченными интересами и стереотипным поведением.
Какие основные признаки аутизма?
Основными признаками аутизма являются нарушения в общении и взаимодействии с окружающим миром, повторяющееся поведение, ограниченный круг интересов, трудности в общении и во взаимодействии с другими людьми.
Можно ли вылечить аутизм?
На сегодняшний день аутизм считается неизлечимым, но с ранней диагностикой и комплексным подходом к терапии можно значительно улучшить качество жизни человека с расстройством аутистического спектра.
Каковы причины появления аутизма?
Пока точных причин появления аутизма не установлено. Однако считается, что генетические факторы, химические дисбалансы в мозге, окружающая среда и другие аспекты могут влиять на развитие расстройства.
Какими методами можно помочь людям с аутизмом?
Людям с аутизмом помогают комплексная терапия, включающая обучение навыкам общения, социализации, сенсорной интеграции, поведенческая терапия, медикаментозное лечение, психологическая поддержка и другие методы.