Случай успешного лечения кишечной непроходимости на фоне муковисцидоза

Главная » Болезни толстой и прямой кишки » Кишечная непроходимость » Случай успешного лечения кишечной непроходимости на фоне муковисцидоза

Оценка статьи:

0 / 5. 0

На чтение: 5 мин.

Поделиться:

Содержание:

Малыша с подозрением на кишечную непроходимость перевели в специализированное отделение реанимации и интенсивной терапии для новорожденных.

Жалобы

Ребенок проявлял повышенную нервозность и непрерывно плакал. У него произошло увеличение живота, начали виднеется очертание кишечных петель, кожа стала сухой и потеряла свою упругость.

Малыш находился в состоянии тяжелого заболевания. Он потерял вес, ему часто приходилось сталкиваться с тошнотой, при этом у него был длительный нарушение стула.

Анамнез

Ребенок родился 19 октября 2017 года с первой беременности, в 38-39 недель. Его вес составлял 3300 грамм, а рост — 51 сантиметр. Во время родов акушер-гинеколог сделал кесарево сечение из-за уровня внутриутробной гипоксии плода, вызванной обвитием пуповины вокруг шеи и проникновением околоплодных вод в дихательные пути.
После рождения ребенок чувствовал себя хорошо, однако после 4-5-го кормления начал срыгивать. У него также возникла рвота с примесью желчи и он стал отказываться от пищи.
На основе обследования дежурный неонатолог предположил, что у ребенка есть проблема с кишечной проходимостью и перевел его в отделение реанимации новорожденных и интенсивной терапии для последующей консультации детского хирурга. При зондировании желудка не было обнаружено следов крови или слизи.
Для облегчения состояния новорожденного был установлен назогастральный зонд и интубационная трубка в область ануса. Попытки очистить кишечник с помощью клизмы с Гастрографином и теплым раствором хлорида натрия не оказали должного эффекта.
22 октября состояние ребенка с кишечной непроходимостью ухудшилось: в желудке появилось отделяемое зеленого цвета, живот стал вздутым, через переднюю брюшную стенку просвечивались вены и петли кишечника, артериальное давление снизилось, а частота дыхания и сердечные сокращения увеличились.

Ребенок не страдал от ОРВИ, трахеита, бронхита или других детских инфекций. Матерью отрицается наличие травм, переломов, переливания крови и плазмы, венерических заболеваний, ВИЧ, СПИДа, туберкулеза и гепатита А. Аллергия на бытовые средства, лекарства, пищу или сезонные факторы не наблюдалась.
Родители не имели наследственных заболеваний. Перед беременностью они прошли перинатальную диагностику, получили консультацию у генетика и пройти другие необходимые обследования.

Обследование

23 октября ребенок был осмотрен коллегией неонатальных педиатров. Во время palpation врачи обнаружили отдельные выпуклые области и твердо-эластичные образования в нижней правой части живота. У ребенка также наблюдалась задержка рвоты: на назогастральном зонде оставались остатки пищи и желчи. Даже при использовании фонендоскопа не было обнаружено перистальтических шумов.

Рентгенологические снимки брюшной полости и правого подвздошного пространства показали мелкие пузырьки и крупные стеклышки: внутри кишки был зажат компактный стул первичного порядка, смешанный с воздухом. На снимках также были обнаружены единичные отложения кальция. Один из этих кальцификатов окружал ложное кишечное кистозное образование. Эти результаты могут указывать на существование закрытого повреждения кишки (перфорации).
Чрезвычайное рентгенологическое исследование с отслеживанием движения водорастворимого контрастного вещества через 1, 3, 6, 12 и 24 часа показало короткую толстую кишку.
Результаты потовой пробы (пилокарпиновый тест по Гибсону — Куку) выявили повышение уровня хлоридов до 80 ммоль/л — признак муковисцидоза, но для подтверждения этого диагноза требуется генетическое исследование.

Диагноз

Одна из возможных причин, по которой кишечник может быть заблокирован, — это нарушение проходимости из-за мекония, который становится необычайно вязким.

Лечение

Принято решение провести хирургическую операцию с целью удаления мекония и сохранения максимальной длины кишечника.
Под общим наркозом был произведён разрез в брюшной полости, после чего было обнаружено небольшое количество прозрачной белковой жидкости, которая была удалена с помощью электроотсоса.
Тонкая кишка вырывалась через рану. В нижней ее части она остро сужалась на протяжении до 20 см. Петли тонкой кишки в верхних отделах были расширены до 6 см, заполнены калом и не сокращались должным образом.
На расстоянии 10 см от слепой кишки подвздошная кишка резко сужалась до 2–3 мм и было обнаружено воспаление с перфорацией (разрушение стенки) размером 2 мм. В кишке находились плотные каловые камни, вызвавшие полную непроходимость. Подвздошная кишка не сокращалась, связка, соединяющая ее с задней стенкой живота, была укорочена, легко раскалывалась и кровоточила.
В течение 2-х часов операции ребенку было сделано следующее:
  • Была удалена 10 см патологически измененной петли подвздошной кишки;
  • Кишечник был полностью очищен от мекония;
  • Было создано двойное отверстие (илеостома) на передней брюшной стенке со связывающими узловыми швами для вывода кала;
  • Брюшная полость была обработана, и кишка была помещена в нее;
  • Была проверена свертываемость крови и отсутствие инородных тел внутри;
  • Послеоперационная рана была зашита, на нее была накладана асептическая повязка.

Заключение

Важно оперативно провести операцию при мекониальном илеусе, как показано в этом клиническом случае. Эффективное лечение возможно благодаря сотрудничеству между неонатологами и хирургами. Раннее обнаружение и лечение кишечной непроходимости улучшает прогноз и исход.

Оставить комментарий